Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правнук прославленного раввина Амстердама и Лемберга (Львова) р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Ц

Раби Яаков бар Моше Лобербойм (р. Яаков из Лисы; Нетивот амишпат; ок. 5520-5592 /ок. 1760-1832/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Правнук прославленного раввина Амстердама и Лемберга (Львова) р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви).

Родился в галицейском городе Зборове, расположенном на одном из притоков Днестра. Его отец, р. Моше, был главным раввином Зборова.

В раннем детстве остался сиротой. Позднее он вспоминал, что возможность усердно заниматься Торой он получил благодаря старшей сестре, сказавшей: «Ты, брат, сиди и учись, а я буду носить для людей воду и на заработанные деньги кормить тебя» (Гдолей адорот).

В последующие годы воспитывался в доме своего родственника р. Йосефа Теомим (При мегадим), ставшего его первым наставником.

После бар-мицвы учился в ешиве р. Мешулама Игры, в городке Тисманице, возле Лемберга. Стал талмид-хавером (партнером по совместному изучению Торы) главы ешивы.

Женившись на дочери богача, р. Герцля из Станислава, получил приданное, которого могло бы хватить на всю его жизнь. Вложив деньги в торговое предприятие своего друга и содержа семью на проценты с прибыли, он сумел целиком посвятить себя изучению Торы. Однако через несколько лет его друг разорился и объявил себя банкротом — из всех своих должников он вернул деньги лишь р. Яакову. Р. Яаков отнес всю сумму в раввинский суд и попросил, чтобы из нее было уплачено всем остальным должникам разорившегося купца (Сарей амеа 1:23; Гдолей адорот).

Оказавшись без средств к существованию, р. Яаков был вынужден принять раввинскую должность. Он возглавил общину городка Монастырска и создал там ешиву.

Позднее он стал главным раввином польского города Калиша, где написал большинство своих книг. Основным трудом, прославившим его имя, стал развернутый комментарий на два раздела Шульхан аруха. Комментарий к разделу Йорэ деа, содержащему законы ритуального характера, был назван Хават даат (Точка зрения); комментарий к разделу Хошен мишпат, посвященному имущественным и уголовным тяжбам, получил название Нетивот амишпат (Пути закона).

Книги р. Яакова отличались исключительной глубиной анализа. В книге Нетивот амишпат он остро полемизировал со многими алахическими положениями своего старшего современника р. Арье-Лейба Геллера, автора комментария Кцот ахошен (Края нагрудника).

Р. Яаков написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Ктубот и Гитин, посвященным семейному праву, — эти его книги называются Бейт Яаков (Дом Яакова) и Торатгитин (Законы развода).

В последующих поколениях его алахические труды широко изучались в ешивах — и в первую очередь, книга Нетивот амишпат. Его толкования являлись одним из самых авторитетных источников для установления законодательных норм.

Из под его пера вышел также ряд агадических исследований: среди них книга Эмет леЯаков (Правда Яакову), посвященная анализу талмудических иносказаний, и увлекательный комментарий на Пасхальную Агаду, названный Маасе нисим (Совершённые чудеса).

В 5569 /1809/ году р. Яаков стал раввином польского города Лисы, расположенного возле Познани. Он создал большую ешиву, которая привлекла сотни юных знатоков Торы. Одним из его ближайших учеников был р. Цви-Гирш Калишер, родоначальник движения «религиозного сионизма».

Когда по завершении наполеоновских войн Познанское воеводство было включено в состав Пруссии, р. Яакову из Лисы приходилось вести непримиримую борьбу с влиянием берлинского «просвещения».

В последние годы жизни р. Яаков возвратился в Галицию, где устои еврейской жизни все еще оставались более твердыми, — он возглавил общину г. Стрыя, южнее Лемберга.

Р. Яаков Лобербойм умер в Стрые двадцать пятого ияра 5592 /1832/ года.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?