Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алаха, Споры, Хасиды, Рав Александр Кац, Прага, Бедность, Комментарий
Раби Арье-Лейб бар Йосеф Акоэн Геллер (Кцот ахошен; 5505-5573 /1745-1813/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера, автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).
Родился на юге Галиции, в городке Калуше.
Семьи его отца и матери были настолько бедными, что и после свадьбы отец продолжал жить в доме своих родителей, а мать — своих, поскольку ни одна из семей не могла прокормить дополнительного взрослого едока. Поэтому в раннем детстве Арье-Лейб воспитывался в доме родителей отца, а его старший брат, Йеуда, — у родителей матери; и лишь спустя длительное время молодой семье удалось объединиться в отдельном доме (Гдолей адорот).
Изучал Тору под руководством старшего брата, р. Йеуды Каане (5500-5579 /1740-1819/ гг.), раввина г. Сигета, расположенного на реке Тиссе, разделяющей Галицию и Трансильванию. Впоследствии в одной из своих книг р. Арье-Лейб называл старшего брата своим «светочем и наставником», мудрость которого была для него «путеводным звездой» (Кцот ахошен ч.2).
Первая из знаменитых книг р. Арье-Лейба, написанная им, как он сам указывал в предисловии, «еще в годы детства и юности», называлась Шев шмайта (Прояснение алахи). В этой работе он исследовал многочисленные алахические проблемы, возникающие в сомнительных ситуациях, связанных с недостатком информации.
Тема этой книги в значительной степени перекликалась с темой не менее знаменитой книги старшего брата Кунтрас асфекот (Сочинение о сомнительных ситуациях), посвященной спорным ситуациям в вопросах имущественных отношений.
В молодые годы р. Арье-Лейб был раввином в галицейском местечке Ружентове. Здесь он создал наиболее значительную из своих книг, Кцот ахошен (Края нагрудника), — развернутый комментарий на Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), один из разделов кодекса Шульхан арух.
В Ружентове молодой раввин жил в крайней бедности: в доме даже не было стола, и для работы он клал доску на два перевернутых бочонка. Зимой в комнате царил суровый мороз, и ему приходилось закутываться с головы до ног в одеяло — и так работать. Чернила замерзали, и он был вынужден то и дело оттаивать чернильницу под подушкой (Гдолей адорот).
Книга Кцот ахошен, отличающаяся исключительной остротой анализа и глубиной понимания алахических проблем, поразила современников. Выдающийся законоучитель р. Акива Эйгер писал, что, когда он ознакомился с Кцот ахошен, ему показалось, будто все алахические открытия, совершенные им до этого дня, уже собраны в этой книге.
Книга изучалась повсеместно в домах учения и вскоре стала одним из основных алахических источников по вопросам судопроизводства и имущественных конфликтов.
Впоследствии р. Арье-Лейб переехал из Ружентова в г. Лемберг (Львов) и преподавал там в ешиве. В 5548 /1788/ году он стал главным раввином города Стрыя, расположенного несколько севернее Калуша, города в котором он появился на свет. В Стрые р. Арье-Лейб возглавил и большую ешиву.
В эти годы он написал комментарий на Эвен аэзер (Камень помощи) — раздел кодекса Шульхан арух, связанный с семейным правом. Эта книга, озаглавленная Авней милуим (Камни для наполнения), также получила всеобщее признание и завоевала высочайший законодательный авторитет.
Стрый располагался в одном из оживленных очагов хасидского движения, — а поскольку р. Арье-Лейб принадлежал к решительным противникам хасидизма, избежать разногласий часто не удавалось. В ходе одного из таких конфликтов ему пришлось прибегнуть к суровой каре — он на месяц отлучил хасидов Стрыя от еврейской общины. Отлученные хасиды направились в Люблин, чтобы пожаловаться р. Яакову-Ицхаку Гурвицу (Хозе из Люблина), духовному руководителю всех польских хасидов. Однако, вопреки их ожиданиям, Хозе даже не принял их до истечения срока отлучения, пояснив: «Поскольку автор книги Кцот ахошен — великий мудрец Торы, вам запрещено попирать его авторитет» (Сарей амеа 4:9).
Р. Арье-Лейб Геллер умер девятнадцатого тевета 5573 /1813/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?