Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Честность, Ложь, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Рефаэль из Бершади (5511-5587 /1751-1827/ гг.) — хасидский праведник.
Учился у р. Пинхаса Шапиро из Кореца, младшего друга основателя хасидского движения р. Исраэля Баааль-Шем-Това (Бешт).
Возглавлял хасидскую общину г. Бершади на Украине.
Отличался скромностью и простотой: он никогда не занимал в доме молитвы раввинского места и никогда не одевал особых раввинских одежд (Сарей амеа 3:8).
Подобно своему наставнику, р. Пинхасу из Кореца, он всю жизнь вырабатывал в себе, а затем в своих учениках и хасидах, абсолютную честность.
Предание рассказывает, что он стремился повлиять даже на маленьких детей. Встречая ребенка на улице городка, он обычно угощал его сладостями, играл с ним, а на прощание говорил: «Сынок, очень-очень постарайся не врать, и наверняка вырастишь хорошим евреем» (там же).
Однажды, когда его собственный сын солгал, р. Рефаэль пережил такое тяжелое потрясение, что не смог успокоиться, пока не отсидел по этому сыну семь дней траура, как по умершему или изменившему своей вере (Гдолей адорот).
В годы старости р. Рефаэль столкнулся с тяжелейшим испытанием своей порядочности: обстоятельства заставляли его отступить от правды, воплощением которой он был в глазах современников.
Случилось так, что его свидетельство должно было стать решающим в деле еврея, обвиняемого в торговле контрабандным товаром. Р. Рефаэль знал, что этот человек виновен — по действующему закону суд мог приговорить его к длительному тюремному заключению и даже к казни. Однако жена и дети обвиняемого умоляли р. Рефаэля дать свидетельство в его пользу. В течение многих дней они не покидали дом р. Рефаэля, со слезами упрашивая не лишать их единственного кормильца. В ночь перед судом р. Рефаэль заперся в своей комнате и молился. Домочадцы слышали, как он громко восклицал: «Г-споди, пожалуйста, забери мою душу! Забери меня из этого мира лжи! Я не хочу врать!». Он проплакал всю ночь, а под утро его душа оставила тело. Через несколько часов стало известно, что обвиняемый сознался в своем преступлении, так как не желал, чтобы праведнику пришлось из-за него лгать» (Сарей амеа 3:8; Гдолей адорот).
Р. Рефаэль из Бершади умер пятнадцатого тевета 5587 /1827/ года.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти