Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание выдающегося хасидского наставника.

Раби Пинхас бар Авраам-Абба Шапиро (р. Пинхас из Кореца; 5488-5550 /1728-1790/ гг.) – талмид-хавер Бааль Шем Това; выдающийся хасидский наставник.

Его предки были выходцами из старинной общины прирейнского города Шпеера, бежавшими на восток, в Польшу и Литву, в период погромов 5108 /1348/ года, вызванных эпидемией «черной смерти» (от названия этого города и происходит фамильное прозвище семьи).

 

 

Прямой потомок знаменитого краковского раввина и кабалиста р. Натана Шапиро (см.), автора книги Мегале амукот (Открывающий глубины).

 

 

Родился в городе Шклове, входившем в сферу влияния литовского еврейства. Получил традиционное «литовское» образование, предусматривающее глубочайшие познания в Талмуде и законодательных кодексах.

Когда он был еще юношей, семья, спасаясь от преследований властей, переехала на Украину и поселилась в городе Мариуполе.

В годы молодости р. Пинхас был меламедом (учителем начальной школы) в городе Кореце на Волыни. Оказавшись в эпицентре зарождающегося хасидского движения, он испытал мощное воздействие идей р. Исраэля Бааль Шем Това (Бешта; см.), а затем, познакомившись с самим родоначальником хасидизма, стал его младшим другом – талмид-хавером.

Несмотря на значительную разницу в возрасте – тридцать лет, р. Пинхас никогда не был учеником и последователем Бешта в строгом смысле этих понятий. Он всегда сохранял абсолютную независимость в воззрениях и самостоятельность в поиске путей служения Всевышнему. По свидетельству современников, «у него вообще не было учителей», ибо он обладал способностью черпать мудрость непосредственно из ее святого источника. «Нет такого человека, – говорил он, – которого бы не обучала его собственная душа, каждую минуту и каждый миг». Другим наставником р. Пинхаса была сама окружающая реальность, ведь, согласно его определению, «Вселенная – это сам Всевышний, ибо Он присутствует в каждой вещи» (Гдолей Русия). 

Именно в таком непосредственном восприятии Всевышнего заключалась, с его точки зрения, особенность хасидизма. По его словам, фундаментальное различие между «литваками» и хасидами заключалось в следующем: «литвак» трепещет перед кодексом Шульхан арухом, а хасид – перед Б-гом» (Сарей амеа 3:8).

 

 

Р. Пинхас возглавлял хасидскую общину г. Кореца, ставшего одним из важнейших центров движения. Бааль Шем Тов дважды навещал его в Кореце, а р. Пинхас приезжал в столицу хасидизма, Меджибож, – в последний раз в 5520 /1760/ году, незадолго до смерти Бешта.

Близкая дружба связывала р. Пинхаса и с р. Яаковом-Йосефом из Полонного (см.), автором основополагающей книги хасидизма Толдот Яаков-Йосеф (История Яакова-Йосефа).

Р. Пинхас много ездил по общинам Подолии и Волыни, выполняя заповедь пидьён швуим (выкупа пленных), – он собирал средства, необходимые для того, чтобы все евреи, захваченные в плен, порабощенные или брошенные в застенки, смогли обрести свободу и возвратиться к своим семьям.

В последний период жизни р. Пинхас из Кореца стал главой хасидов города Славуты, а затем – Острога, крупнейшего еврейского центра на Волыни.

Р. Пинхас считал, что в основе еврейского пути служения Всевышнему лежит выработка человеком позитивных качеств характера, а также искоренение в себе пороков и недостатков. Основное внимание в своей духовной работе он уделял освобождению от неискренности и гордыни.

 

 

«Тринадцать лет я учил свой язык не лгать, – признавался р. Пинхас ученикам, – и еще тринадцать лет учился говорить только правду, но и до сих пор мне по-прежнему необходимо учиться…». Принципиальная сложность этой работы, по его словам, заключалась в том, что ложь в этом мире с удивительной искусностью драпируется в тогу истины, – и в особенности он предостерегал учеников от тончайших форм самообмана, связанных с деятельностью йецер ара (дурного влечения) в человеческом сердце. «Как правило, дурное влечение не призывает еврея совершить грех, – парадоксально утверждал р. Пинхас. – Наоборот, если дурное влечение стремится сбить человека с прямого пути, оно предстает перед ним в личине благочестия и праведности. Оно призывает выполнить ту или иную заповедь. Дурное влечение говорит: вот этот человек не соблюдает шабат, как установлено алахой, – значит, «заповедь» преследовать его, стирая с лица земли. А вон тот небрежно выполняет свои обязанности перед Б-гом – значит, «заповедь» притеснять и грабить его, «заповедь» доносить на него властям, «заповедь» порочить его в речах и сплетничать про него».

 

 

Дополнительная трудность на пути избавления от самообмана обусловлена, по мнению р. Пинхаса Шапиро, еще и тем, что дурное влечение, втираясь к человеку в доверие, изображает из себя пламенного защитника его интересов – его «ангела-хранителя». Эту мысль р. Пинхас иллюстрировал следующей остроумной притчей. «Сегодня я проснулся, как обычно, до зари – рассказывал он, – и хотел окунуться в микву, чтобы очиститься перед чтением псалмов. Но тут Дурное Влечение подступило ко мне и начало меня соблазнять: «Ну, как ты можешь окунуться в воду в такой мороз?! На дворе снег, вода в микве ледяная – такое окунание будет уже не богоугодным делом, а преступлением, ведь оно связано с опасностью для твоей жизни!». Преодолев эти казуистические уговоры, я отправился в микву, – продолжал свой рассказ р. Пинхас, – расколол лед и окунулся. И тут я вижу – мое Дурное Влечение стоит рядом в проруби и сладким голосом говорит: «Ты совершенный праведник! Нет второго, подобного тебе, в мире!» – оно снова вкрадывается в доверие, стремясь пробудить гордыню в моей душе».

 

 

Р. Пинхас утверждал, что «ложь и гордыня подобны двум неразлучным сестрам-близняшкам – ведь гордец, относящий себя к великим мира сего, обманывает и самого себя, и тех, кого он пытается убедить в своем величии и превосходстве»

Даже в своих сочинениях и наставлениях р. Пинхас был предельно краток – по его собственному признанию, он опасался: «если умножать слова истины, то и к ним, не дай Б-г, может примешаться не до конца правдивая мысль» (Сарей амеа 3:8).

Наряду с искренностью и смирением, р. Пинхас вырабатывал в себе и в своих учениках битахон (упование) – умение жить без излишнего беспокойства и суеты, полагаясь во всех своих делах на Всевышнего. «Того, за чем человек гонится, он никогда не настигнет, – говорил р. Пинхас. – Но если человек не торопится, и все идет своим чередом, то желаемое само приходит к нему». Этот принцип он иллюстрировал ярким примером: «Рассеки большую рыбу – и внутри нее всегда найдешь маленькую, лежащую головой к хвосту».

 

 

Этические заметки р. Пинхаса из Корица, а также его изречения, записанные учениками, собраны в книгах Мидраш Пинхас (Толкования Пинхаса), Нофет цуфим (Текучий мед) и Имрей Пинхас (Речения Пинхаса). 

Его ближайшими учениками были р. Рафаэль из Бершади (см.) и внук Бешта, р. Барух из Меджибожа (см.).

В 5551 /1791/ году, в возрасте шестидесяти трех лет, р. Пинхас отправился из Острога в длительное путешествие на Святую Землю, рассчитывая провести там остаток дней. Он скоропостижно скончался в самом начале пути на юг, в городе Шепетовке, десятого элуля 5551 /1791/ года.

Его старший сын, р. Йеуда-Меир Шапиро (5520 – 5589 /1760 – 1829/ гг.), сменил его во главе общины хасидов. Второй сын, р. Моше Шапиро (5522 – 5600 /1762 – 1839/ гг.) был раввином Славуты – он создал в этом городе знаменитую еврейскую типографию, подготовившую новое издание Вавилонского Талмуда.

 

 

Прямым потомком р. Пинхаса из Кореца был люблинский раввин р. Меир Шапиро (см.), основатель ешивы Хохмей Люблин и инициатор программы изучения Вавилонского Талмуда Даф йоми (Дневной лист).

 

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами

 

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?