Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Алаха, Рав Александр Кац, Франция
Раби Ицхак бар Аба (Бааль Аитур; 4880-4953 /1120-1193/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в Марселе, крупнейшем портовом городе на средиземноморском побережье Прованса.
Изучал Тору у своего отца, р. Абы. Уже в семнадцать лет под руководством отца он написал свою первую книгу, посвященную законам шхиты (ритуального забоя скота).
Учился также у рабейну Тама, главы тосафистов Франции, но не стал последователем его школы.
Р. Ицхак вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Аитур (автор Аитура) — так называлась книга, над составлением которой он работал более двадцати лет. Этот фундаментальный алахический кодекс состоял из трех разделов: в первом были собраны законы, касающиеся разрешения имущественных тяжб, во втором — ритуальные заповеди (тфилин, мезуза, цицит и др.), в третьем — законы праздников.
В этом кодексе Бааль Аитур одним из первых использовал Иерусалимский Талмуд в качестве важного законодательного источника; во многих случаях он также опирался на решения вавилонских гаонов.
Знаменитый кабалист рабейну Хида указывал, что книга Аитур отличается особенной святостью и окружена «покровами тайны»: известно, что, «если кто-то брался комментировать эту книгу, то или сам комментарий бесследно исчезал, или составитель комментария умирал в цвете лет, не дай Б-г» (Праким бетолдот Исраэль).
В год своей смерти Бааль Аитур завершил аналитические заметки, посвященные алахическому кодексу р. Альфаси (Рифа). Этот свой последний труд он назвал Меа шаарим (Сто ворот) — по числу глав в нем.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?