Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда

Раби Шломо бен Ицхак родился в 4800 (1040) в городе Труа на севере Франции. Первые буквы его имени составляют аббревиатуру Раши, известную евреям всего мира.

О родителях и ранних годах жизни Раши существует много легенд. Согласно одной из них, отец раби Шломо предпочел выбросить в море принадлежавший ему драгоценный камень, но не отдавать его христианам, которые хотели украсить им икону. В награду за это небесный голос обещал ему рождение сына, который прославится на весь мир мудростью. Спустя год мать Раши, почувствовав на улице приближающиеся роды, прислонилась к стене; та раздвинулась и образовала нишу, укрывшую ее. Однако фактические сведения о родителях Раши скудны. Раши начал учиться в своем родном городе, а затем отправился заниматься в ешивы Вормса и Майнца.

Через некоторое время Раши начинает преподавать, продолжая усиленно изучать Тору. Преподавание не являлось для Раши источником существования: он зарабатывал на жизнь виноделием. Приблизительно в 1070 раби Шломо основал в Труа ешиву, которая вскоре стала самой популярной в Северной Франции и Германии. В основанную Раши ешиву стекались ученики из многих стран Европы.

В семье Раши родились три дочери, и все они впоследствии вышли замуж за лучших учеников отца. В семье его зятя р. Меира родилось четверо известнейших мудрецов: р. Шмуэль бен Меир (Рашбам), р. Яаков бен Меир (Рабейну Там), р. Шломо бен Меир и р. Ицхак бен Меир. Раши дожил до первого крестового похода, когда на территории Германии и Франции начались преследования евреев. Всем сердцем любивший свой народ Раши тяжело страдал от беды, обрушившейся на евреев. В то время он писал: «Меня покидают силы, и немеет язык мой, (когда я пытаюсь) рассказать о волне бедствий, постигшей мой народ, и поэтому ослабела рука моя». Когда погибли многие из его родственников и друзей, Раши написал пиют в жанре слихот, в котором выразил соболезнование вдовам убитых и сочувствие тем, кто вынужден был под угрозой смерти принять крещение.

Возникшая позднее легенда рассказывает, будто Раши верно предсказал отправлявшемуся в крестовый поход герцогу Готфриду Бульонскому, что тот потерпит поражение и возвратится из Святой земли лишь с тремя лошадьми. Согласно другой легенде Раши в этот период перевел свою ешиву в Вормс. Примыкающее к синагоге здание до сих пор называют Бейт-Мидраш Раши, однако в действительности оно построено гораздо позднее. Примерно через девять лет после начала преследований евреев в Европе Раши в последний раз открывает тетрадь, где он записывал свой комментарий к Вавилонскому Талмуду. Комментарий обрывается на 19-ом листе трактата Макот на слове тоор (чистый).

Скончался Раши в 4865 (1105) году. Работу по комментированию Талмуда продолжил его ученик и зять р. Йеуда бен Натан (Риван). Раши оставил после себя бесценное наследие комментариев к Торе, другим книгам Танаха и к Талмуду. Его комментарий к Торе стал самым популярным среди евреев. Он базируется на традициях многих поколений еврейских мудрецов и написан ясным и понятным языком, доступным даже начинающему читателю. Вместе с тем, комментарий Раши является предметом широкого и серьезного изучения последующими поколениями еврейских мудрецов. Каждое слово комментария несет серьезную смысловую нагрузку и при внимательном изучении позволяет открыть новые грани текста Торы, незаметные при первом прочтении. В своем комментарии Раши приводит многочисленные грамматические исследования, основанные на традициях еврейских мудрецов. Одной из книг по грамматике, которую Раши часто использовал в своей работе, был труд еврейского мудреца из Испании Менахема бен Сарука.

Раши объяснил большинство трактатов Вавилонского Талмуда. До появления на свет его комментария каждый, кто изучал Талмуд, нуждался в постоянной помощи своего учителя. Объяснения же Раши сделали возможным самостоятельное изучение. Ученик, прошедший под руководством наставника несколько трактатов Талмуда, мог изучать последующие трактаты самостоятельно, используя комментарии Раши. Раши объясняет каждый трактат с начала и до конца, не пропуская ни одной важной темы. Он останавливается на всех непонятных местах Талмуда и с поразительной лаконичностью и точностью проясняет их смысл. В его комментарии нет ничего лишнего или пропущенного, каждое слово стоит на своем месте. Иногда при поверхностном изучении Талмуда непонятно, для чего Раши добавляет то или иное слово (а иногда и букву) в свое объяснение. Однако при более углубленном изучении вдруг обнаруживается, что эта маленькая деталь существенно изменяет понимание смысла текста Талмуда. Мудрецы последующих поколений использовали объяснения Раши, как отправную точку в изучении Талмуда, все больше и больше постигая при этом глубину мысли Раши.

Распространение комментариев Раши среди мудрецов последующих поколений принесло ему признание во всем мире. Его авторитет был неоспорим и среди ашкеназских, и среди сефардских мудрецов Торы. С тех самых пор и вот уже почти тысячу лет все еврейские мудрецы, их воспитанники и все мы — простые евреи — являемся учениками великого мудреца р. Шломо бен Ицхака, да будет благословенна его память.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?