Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мишна, Талмуд, Рав Александр Кац, Брайта
Раби Хия (в Иерусалимском Талмуде назван «раби Хия Агадоль») — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; собиратель и редактор барайт, составивших основу Талмуда.
Происходил из рода Шимы, брата царя Давида (Ктубот 62б).
Родился в Вавилонии, недалеко от г. Суры (Санхедрин 5а). Переехал в Землю Израиля уже зрелым знатоком Торы, с женой и двумя взрослыми сыновьями (Седер адорот).
В Талмуде сказано: «В древности, когда Тора стала забываться в Земле Израиля, пришел Эзра из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Когда Тора снова стала забываться в народе, пришел Гилель из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Снова стала забываться — пришли раби Хия и его сыновья и подняли Тору на прежнюю высоту» (Сукка 20а).
Совершенствовался в постижении Торы вместе с р. Йеудой Анаси, главой Санхедрина. Раби Хия стал талмид-хавером р. Йеуды — его ближайшим сотрудником в изучении Торы и постоянным оппонентом: алахические дискуссии между ними приведены в целом ряде трактатов Талмуда (Нида 14б, ИТ Пеа 8:4; см. Седер адорот).
Раби Хия явился связующим звеном между двумя эпохами: он на равных спорил со своими старшими современниками — мудрецами Мишны (Бава меция 5а), и вместе с тем Талмуд приводит его законодательную полемику с мудрецами новой эпохи.
Раби Хия и его ученик р. Ошая (см.) собрали и отредактировали многочисленные барайты — законы, не вошедшие в кодекс Мишны, — и как утверждается в Талмуде (Хулин 141аб), абсолютным авторитетом и достоверностью обладают лишь те барайты, которые отредактированы ими. По ряду мнений (Рамбам, Предисловие к разделу Зераим; Абарбанель, Предисловие к Нахалат авот), р. Хия и р. Ошая завершили также составление Тосефты.
Ближайшим учеником р. Хии был Рав (см.), глава мудрецов Вавилонии (Хулин 110а). Талмуд говорит: «Раби был гигантом своего поколения, а раби Хия дорос до его плеча; раби Хия был гигантом своего поколения, а Рав дорос до его плеча» (Нида 24б).
В мидраше раби Хия назван «великим и святым человеком» (Берешит раба 33:3) — он был настолько праведен, что в течение многих лет ангел смерти не мог даже приблизиться к нему. В Талмуде рассказывается, что однажды ангел смерти облачился в покровы бедняка и, постучавшись в дверь р. Хии, жалобно попросил: «Вынеси мне хлеба!». Р. Хия поспешил выполнить его просьбу. Сказал ему ангел смерти: «Если ты уж так сострадателен к беднякам, почему ты не жалеешь меня — ведь я уже столько лет не могу выполнить свое поручение». И Р. Хия сжалился над ним (Моэд катан 28а).
Он похоронен в Тверии, у ворот старого города; в той же пещере, справа и слева от него, погребены его сыновья — Йеуда и Хизкия (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?