Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказ об оторванных от Небес водах намекает на нашу судьбу

«Тору и иврит евреи не изучают, а вспоминают!» — с этих слов известный актер театра «Современик» Зорик Филлер начал урок иврита, который проходил в нашей московской квартире. Несколько евреев познакомились тогда с буквами нового для них языка. Наибольшее впечатление на меня произвели слова нашего первого учителя иврита о том, что мы вспоминаем, а не изучаем новый язык. «Иврит у нас в подсознании», — сказал Зорик и привел историю из Талмуда о том, что до рождения душа каждого еврея изучает все тайны Торы, но в момент рожденияя ангел дотрагивается до уст ребенка, и тот забывает все, что знал.

Эта простая и, возможно, кажущаяся кому-то наивной история не такая простая. Конечно же, воспоминание о том, что ты знал еще до рождения, является поиском твоего сокровенного «я». И если, по мнению Талмуда, человеку еще до рождения даруется мудрость Торы, то почему потом она стирается из его памяти?

«И сказал Всевышний: да будет свод внутри воды… И сделал Всевышний свод; и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И стало так. И назвал Всевышний свод небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Берешит 167—8).

Во второй день творения Всевышний разделил воды небесные на верхние и нижние и спустил нижние воды в этот мир.

Неужели Тора преподносит нам урок космологии? — удивится читатель. Нет, скрорее это место знакомит нас с глубинами человеческой души. Мудрецы Талмуда приводят удивительный комментарий. Нижние воды не хотели расставаться со Всевышним на Небесах, не хотели спускаться на Землю говоря: «Мы тоже хотим быть перед Всевышним!» Тогда Всевышний ответил им: «Спускайтесь, ибо на Земле будет построен Храм, и евреи будут возливать там воды в радостный праздник Суккот».

Этот комментарий заставляет нас задуматься, зачем Всевышний спустил воды в этот мир? Более того, какие воды обретут большую радость: верхние, которые всегда были на Небесах перед Всевышним, или нижние, которые пережили разлуку и в конце концов обрели потерянное, вернувшись к Всевышнему?

… Иногда люди не ценят того, что имеют, не ценят и не радуются своим близким и друзьям. Но стоит нам расстаться с любимыми, как мы начинаем ценить их, мечтать об из возвращении. И как велика радость обретения утраченного!

Мой друг Миша рассказал мне, что его дедушка был тяжело ранен во время Второй мировой войны, долгое время пролежел в госпитале без сознания. Мать и жена раненого получили извещение о том, что он пропал без вести. Два года спустя он постучал в дверь. Мать открыла дверь и расплакалась. Почему расплакалась, а не улыбнулась или рассмеялась?

Потому что радость, исходящая из глубины души, выражается слезами. Но эти сладостные слезы радости вкусили лишь те, кто пережил расставание и разлуку! Во имя обретения этой радости Всевышний спустил на Землю нижние воды, которые, в отличие от вод верхних, могли обрести потерянное. Теперь мы начинаем переосмысливать ценности, понимая, что у разлук и потерь есть свой смысл.

Согласно еврейской традиции, чистые воды символизируют Тору. Воды, спущенные с Небес на Землю и потерявшие свою близость к Творцу, также символизируют наши спущенные с Небес души, которые не хотят потерять близость к Всевышнему. Но только на Земле, а не на Небесах, душа человека может вновь обрести эту близость своим трудом. Изучая Тору, еврей открывает в ней самого себя, знакомится с глубинами своей души, испытывая величайшую радость, выраженную названием праздника Симхат Тора.

Почему мы выросли не в еврейских общинах свободного мира, а в советской России? — спрашиваем мы себя. — Почему не получили еврейского образования и растеряли духовное наследие своего народа?

Может быть, рассказ об оторванных от Небес водах намекает на нашу судьбу? Да, к сожалению, многие из нас не знакомы с Торой, но зато мы можем со слезами радости вернуться к ее мудрости. Изучая Тору, мы начинаем ощущать, что она всегда была в наших сердцах. Эту мысль Зорик Филлер выразил своим ученикам на первом уроке одной фразой: «Тору и иврит евреи не изучают, а вспоминают!»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?