Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Весь еврейский мир на этой неделе начинает читать пятую книгу

Торы — Дварим. С первых слов («Вот речи, которые произнес Моше всему Израилю за Иорданом, в пустыне») и до конца — она посвящена прощальному наставлению, которое дал Моше евреям перед своей смертью.

Сначала пророк напоминает о том, как он установил суды, чтобы все свои споры евреи разрешали на основе законов Торы. Вспоминает он и о «грехе разведчиков», посланных народом в страну Кенаан через год после Исхода из Египта (см. главу Шлах). Тут же с горечью отмечает, что ему самому не дано войти в Святую Землю, ибо наказан Всевышним, — и именно по этой причине вынужден обратиться к народу, который отныне без него будет бороться с местными племенами. Народ должен укрепиться в своей вере в помощь Творца!

Сорок лет блужданий по пустыне — таково было наказание вышедшим из Египта за строптивость и нежелание войти в землю, которую Всевышний обещал их праотцам. Но вот вымерло первое поколение, родились новые люди, не знавшие рабства, настало время входить в Землю.

Моше пересказывает события последней поры, говорит о том, как без войны прошли колена через владения Эсава и мимо пределов Моава, после чего разгромили двух грозных эморейских царей — Сихона и Ога.

Заканчивается первая недельная глава книги Дварим обращением Моше к Йеошуа бин Нун (Йеошуа, сыну Нуна), который должен был вести народ дальше: «Своими глазами ты видел все, что сделал Всевышний с этими двумя царями. Так Он поступит со всеми царствами, через которые будешь проходить. Не бойтесь их, ибо Всевышний сражается за вас!»

Из года в год глава Дварим читается на неделе, которая

предшествует посту Девятого ава (в этом году дата поста выпала прямо на субботу, поэтому пост начинается на ее исходе, вечером 5 августа, и завершается с появлением звезд вечером 6-го).

Но какая связь между нашей главой и постом? — В начале главы Моше рассказывает о «разведчиках», после похода в Страну заявивших, что войти в нее нельзя. Случилось это Девятого числа летнего месяца ав. Сказал евреям Всевышний: сегодня вы плачете зря (не поверив в то, что Я помогу вам завоевать Кенаан), но отныне будут у вас весомые причины для слез (т.е. если придут беды, то придут именно в этот день). С тех пор много раз так и случалось в нашей истории: многие трагедии — среди них уничтожение Первого и Второго храмов — произошли Девятого ава.

Комментаторы отмечают суровость выступления Моше. На это у него были основания. Прежде всего отметим, КОГДА он говорил. Простой подсчет показывает, что речь, приведенная в книге Дварим, говорилась пророком в течение тридцати шести дней. Действительно, из третьего стиха нашей главы мы видим, что начал он речь первого числа одиннадцатого месяца (месяц шват), а умер, как сообщает наша традиция, седьмого адара в том же году. Тридцать дней в швате плюс шесть в адаре, получаем 36. Кстати, намек на это число содержится в первом слове книги эле — «вот они», «эти», «вот какие» слова сказал Моше. Если вспомнить, что за каждой еврейской буквой скрыто определенное число, то можно подсчитать «вес» (гиматрию) слова эле: алеф — 1, ламед — 30, эй — 5, итого 36. Так или иначе, свои увещевания Моше высказал, находясь буквально на пороге смерти. Этому он научился у нашего праотца Яакова, который тоже произнес критические слова своим двенадцати сыновьям лежа на смертном одре.

Мудрецы учат, что речи с критикой в адрес других людей по нескольким причинам стоит отодвинуть поближе к часу своей кончины (если их вообще произносить!), но в другое время жизни надо уклоняться от предъявления претензий окружающим — даже если они обоснованы. Вот эти причины: чтобы провинившийся не испытывал каждый раз чувство стыда, встречаясь с тем, кто его отчитал; чтобы он не испытывал чувство неприязни к нему; чтобы он вообще дослушал до конца тот выговор, без которого, как вы считаете, ваш визави не обойдется. Некоторые говорят, что, только завершая жизнь, имеет смысл предъявлять претензии другим — по той причине, что лишь в этом случае человек сам не совершит грехов. Ибо если ты учишь, а потом грешишь, то будь готов выслушать от своего вчерашнего ученика выговор покруче того, что он получил от тебя.

С другой стороны, нам известен закон: «Увещевай своего ближнего и (тогда) не понесешь за него греха» (Ваикра 19, 17). Т.е. не проходи мимо нарушителей, делай им замечания, учи их! Противоречие между двумя приведенными правилами снимается так. Оказывается, есть два вида увещеваний: отчитать человека за конкретные дела — или поговорить с ним в общем плане, без деталей. В первом случае провинившийся испытывает стыд. (Если он ничего не испытывает, кроме раздражения, то какой смысл вступать с ним в пререкания?) Испытавший стыд человек способен скорее к повторению греха, чем к исправлению. И лишь когда ты не колешь глаза человеку его проступком, он может выслушать тебя. Об этом говорит стих: «увещевай ближнего» — даже несколько раз, пока он не поймет, о чем идет разговор.

И еще: чтобы остановить человека от греха, к которому он, как ты полагаешь, направляется, стоит начать педагогический разговор; но о том, что уже совершено, хорошо говорить, в очнь мягкой форме. Не надо раздражать людей излишними поучениями. От этого мало кто исправляется. Пророк Моше высказал свои резкие упреки евреям только в конце жизни.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?