Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

В конце предыдущей главы мы читали про Пинхаса, внука Аарона-священника, который одним ударом копья поразил двух людей ­руководителя колена Шимона и его возлюбленную-мидьянку. Поразил за прелюбодеяние.

Но вот что странно. История с Пинхасом не закончилась тогда вместе с окончанием главы, а продолжена в следующей. Почему? Автор «Большой книги заповедей» («А-Смаг»), раби Моше, известный законоучитель, живший в 13 веке, пишет, что рассказ про Пинхаса не случайно разделен на две части, читаемые с недельным перерывом. Посмотрите, где проходит раздел. Первая часть рассказа, «оставшаяся» в главе «Балак», посвящена непосредственно эпизоду. А в начале нашей главы рассказывается о награде, которую получил Пинхас: все его прямые потомки навечно приобретали священство — особую роль в Храме со всеми привилегиями, обязанностями и правами. Так вот, из того, как разделен эпизод, мы можем выучить важное правило: если кто-то решительно берет на себя функции судьи и судебного исполнителя в каком-либо не терпящем отлагательств деле, не дожидаясь, когда его рассмотрит настоящий еврейский суд, и поступает по своему усмотрению, — не следует спешить с наградой такому исполнителю. Ибо, возможно, он ошибся, и тогда не поздравления ему полагаются, а суд и наказание за самоуправство.

Так получилось, что Пинхас оказался прав, — в тот момент действительно надо было торопиться, ибо смертельная болезнь, начавшая косить евреев за их увлечение местными, весьма распущенными девушками, успела унести двадцать четыре тысячи душ. Но мы-то знаем, что не всегда решительные действия — предпринятые даже с самыми благими намерениями — оправданы и правомерны…

Содержание главы: перепись евреев, стоявших накануне входа в Святую землю после сорока лет блужданий по пустыне; указание о предстоящем разделе земли между коленами; законы о праздниках и о жертвоприношениях в Храме, сопутствующих им.

Но вернемся к Пинхасу. Посмотрим еще раз, что он сделал. Евреи подходят к границам обещанной им страны. Они сильны и выигрывают битвы одну за другой. Местные племена, прекрасно зная, что от судьбы соседствовать с евреями им не уйти, пытаются что-то предпринять: одни готовятся к отпору, другие ищут компромиссные решения. Моавитяне избирают нестандартный путь — они решают породниться с евреями. Почему бы нет? Начинаем добрососедские отношения, устанавливаем кровные связи. Пусть все хорошее, что есть в Моаве и Израиле, объединится. Будем жить открытым, современным обществом, без пережитков. У евреев берем этику, самоотверженность, преданность идеалам отцов, у Моава ­его культовые ценности. Так, кстати, и поступил руководитель колена Шимона, который открыто, на глазах у всех, пригласил к себе в шатер дочь царя страны Мидьян. Не для светской беседы, заметьте… Неужели найдутся ретрограды, протестующие против мира между народами и объединения культур? Кто против? Пинхас? Передайте ему, что эпоха железных занавесей канула в вечность. Да и какое ему дело — кто с кем и когда? Может, у нас любовь!

Пинхас был против. Он происходил из колена Леви, того самого Леви, который однажды в компании со своим братом Шимоном вырезал целый город. Та история известна всем. Когда-то жители Шхема тоже захотели породниться с евреями — большой и сильной семьей патриарха Яакова, внука известного и всеми почитаемого в Кенаане праведника Авраама. Сыну шхемского царя приглянулась дочь Яакова Дина, он умыкнул ее, изнасиловал, потом, прислушавшись к своим высоким чувствам, тоже задумался — а вдруг у него любовь? Срочно были отправлены сваты к Яакову (но Дину пока не отпустили!). Братья Дины выдвинули встречное требование — чтобы шхемцы обрезались. Те, обрадовавшись, что еврейское добро само плывет в их руки, согласились. После чего «взяли два сына Яакова — Шимон и Леви — по мечу, напали бесстрашно на город и перебили всех мужчин… за то, что обесчестили их сестру» (Берешит, гл.34).

Смотрите, предки проявили ту же решительность, что и Пинхас через пару столетий после них. Да и корень интриги оказался скрытым в той же человеческой слабости — любви к обмену культурами через взаимоотношения полов. Но теперь потомок Леви убивает потомка Шимона. Роли разделились…

Так почему же Пинхас решил повторить «подвиг отцов»? Ответ дан в Торе, в начале истории с Пинхасом. «И начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. А те призвали (еврейский) народ к жертвоприношениям своим божкам. Ел народ и поклонялся их божкам. И прилепился Израиль к Бааль-Пеору (так звали местного главного идола)».

Начали с дружбы народов, а пришли к идолопоклонству. И если бы не решительность Пинхаса — трудно сказать, что сталось бы с евреями, «прилепившимися» к чужим божкам, которые приходят, прикрывшись дружбой, любовью и прочими «положительными ценностями».

И все же подвиг Пинхаса — не для повторения. Мы не учимся у него, как надо поступать со своими единоверцами, почему-либо ведущими себя не так, как нам хотелось бы. На все случаи есть еврейский суд, который взвесит все доводы и найдет средства воздействия на провинившихся — если они действительно провинились. А если нам хочется непременно кого-то судить, объект всегда под рукой: каждый судит сам себя. Поверьте, здесь всегда есть что исправить.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?