Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.

Шимон бен Яаков (שמעון; 2193—2313 гг. /1567—1447 гг. до н.э./) — второй сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 28 тевета 2193 года (Берешит 29:33; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). По свидетельству Торы, полученное им имя было связано со словами, которые произнесла после родов его мать Лея: «Б-г услышал (שָׁמַע — шама)…, и Он дал мне этого сына» (Берешит 29:33).

В 2205 году /1555 г. до н.э./ семья переселилась из Харана в страну Кнаан (там же 31:17—18) и расположилась станом возле города Шхема (там же 33:18—19).

А в конце 2206 года /1554 г. до н.э./ произошло несчастье: сын шхемского царя похитил семилетнюю сестру Шимона — Дину, которая вместе со своей матерью пришла в город на женский праздник. Надругавшись над девочкой, он явился со своим отцом в стан Яакова, чтобы попросить Дину в жены. Следуя совету Шимона, братья с хитростью отвечали: «Мы не можем отдать свою сестру необрезанному — ведь это для нас позор! Только если все мужчины у вас сделают обрезание, мы будем вправе отдавать за вас своих дочерей — мы поселимся с вами и станем одним народом» (Берешит 34:1—17; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот).

Замысел Шимона заключался в том, чтобы в случае, если жители Шхема откажутся от обрезания, попытаться забрать сестру и уйти подальше от этого города; ну, а если они сделают обрезание, то можно будет воспользоваться их слабостью после болезненной операции и, внезапно явившись в город, перебить всех мужчин (Сефер аяшар, Ваишлах). Так и произошло: на третий день после того, как по приказу своего царя все мужчины Шхема сделали обрезание, тринадцатилетний Шимон и его младший брат Леви (см.) осуществили задуманное, не оставив в живых ни одного мужчины (Берешит 34:25—29; Берешит раба 80:10).

А когда Яаков, считавший, что следовало убить только совершившего насилие сына царя, с горечью упрекнул двух своих сыновей: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны…», — то Шимон и Леви непримиримо ответили: «Никому не позволено поступать с нашей сестрой, как с блудницей! Пусть люди судачат не о том, как необрезанные идолопоклонники осквернили дочь Яакова, — пусть они говорят о том, как необрезанные идолопоклонники были перебиты за дочь Яакова!» (Берешит 34:30-31; Таргум Йонатан, Берешит 34:31; Сефер аяшар, Ваишлах; Рамбан, Берешит 34:13).

Когда Шимон пришел во дворец шхемского наследника за сестрой, она была в отчаянии, так как боялась, что никто не захочет жениться на обесчещенной. Тогда Шимон, проявив великое милосердие, поклялся вступить с ней в брак, а затем уже он не мог отступить от клятвы (Берешит раба 80:11, Эц Йосеф). Второй его женой стала юная Буна, которая находилась среди плененных в Шхеме женщин и девушек (Сефер аяшар, Ваишлах). С течением времени у Шимона родилось пять сыновей от Дины: Йемуэль, Ямин, Оад, Яхин и Цохар, а также сын от Буны — Шауль (Берешит 46:10; Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). Некоторые говорят, что и Шауль был сыном Дины (Берешит раба 80:11; Раши, Берешит 46:10).

Не менее важную роль Шимон сыграл и на суде над Йосефом (см.), которого братья подозревали в стремлении незаконно захватить власть над всем родом Яакова. Этот суд состоялся недалеко от Шхема в 2216 году /1544 г. до н.э./, и именно Шимон потребовал для Йосефа смертной казни (Берешит 37:19—20, Таргум Йонатан; Сефер аяшар, Вайешев; Раши, Берешит 42:24). А когда братья решили, не убивая своими руками, сбросить Йосефа в глубокую яму, именно Шимон столкнул его вниз (Берешит 37:24; Берешит раба 84:16, 91:6; Раши, Берешит 42:24).

Комментаторы подчеркивают, что Шимон и другие братья действовали исключительно во имя Небес, так как опасались, что Йосеф своими «доносами» отстранит их от духовного наследия отца, и они не смогут стать родоначальниками народа Израиля (Михтав меЭлияу 5, с. 136). И, кроме того, братья хранили пророческое предание, что в будущем еврейский народ объединится вокруг царей из рода Йеуды (см.), а не из рода Йосефа. И поэтому они судили его как бунтовщика, восстающего против законного царя Израиля (Шла, Цон Йосеф; Мимаамаким, Берешит 32).

А когда проходившие мимо мидьянские купцы извлекли Йосефа из ямы, именно Шимон остановил их и потребовал вернуть пленника, чтобы привести в исполнение смертный приговор. Но купцы уговорили братьев продать им Йосефа, и по настоянию Йеуды (см.), которого поддержали остальные братья, эта сделка состоялась вопреки воле Шимона: так осуществился план Б-га, не желавшего, чтобы сыновья Яакова убивали своего брата (Берешит 37:28; Сефер аяшар, Вайешев; Анаф Йосеф, Берешит раба 91:6).

В 2236 году /1524 г. до н.э./ в земле Кнаан начался голод, вызванный засухой и неурожаем, и Шимон вместе с девятью братьями отправился в Египет, где по слухам было зерно (Берешит 42:1—3; Седер адорот). В столице Египта их внезапно схватили стражники и привели к правителю страны, который обвинил их в том, что они засланные из Кнаана соглядатаи. На допросе им пришлось рассказать, что они оставили в стране Кнаан старого отца и младшего брата Биньямина (см.), — и тогда правитель, взяв Шимона в заложники, повелел остальным вернуться на родину, чтобы привести к нему в подтверждение своего рассказа младшего брата (Берешит 42:6—24; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Микец 8).

Правитель Египта (а это был Йосеф) взял под стражу именно Шимона, потому что Шимон сбросил его в яму. Вместе с тем, Йосеф стремился отделить Шимона от Леви, так как эти братья, истребившие вдвоем мужчин Шхема, представляли вместе слишком большую силу (Берешит раба 84:16, 91:6; Танхума, Ваигаш 4; Раши, Берешит 42:24).

Узнав, что выбор правителя пал на него, Шимон упрекнул братьев: «Как вы когда-то продали Йосефа, так теперь бросаете и меня!». Но они ответили: «Что мы можем поделать? А иначе наши семьи умрут от голода!» «Поступайте, как знаете», — горько сказал Шимон. А когда его попытались схватить, Шимон оказал такое сопротивление, что египетские стражники отпрянули, и с ним смог справиться только сын правителя по имени Менаше (см.), который обладал богатырской силой (Танхума, Ваигаш 4; Берешит раба 91:6; Сефер аяшар, Микец). На глазах у братьев Шимона заковали в цепи и увели в темницу (Берешит 42:24; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Ваигаш 4). Но как только братья покинули город, Шимона выпустили на свободу, и он жил в доме правителя как почетный гость, а не как пленник (Сефер аяшар, Микец; Берешит раба 91:8; Танхума, Микец 8).

А когда через два месяца братья возвратились вместе с Биньямином, правитель отпустил вместе с ними и Шимона. Но тогда же египетские стражники схватили Биньямина, обвинив его в краже. Сначала правитель Египта повелел оставить пойманного «вора» рабом, а остальных братьев отпустить. Но после того как они отказались уходить без младшего брата, правитель неожиданно выгнал из своего тронного зала всех египтян и, будучи не в состоянии сдержать рыдания, сказал: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (Берешит 43:15—45:4).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ Шимон вместе со всей семьей отца переселился в Египет (Берешит 46:6; Седер олам зута 4:7).

В 2255 году /1505 г. до н.э./ году, когда Яаков перед смертью напутствовал сыновей, он вновь укорил Шимона за грех юности — расправу над жителями Шхема: «Шимон и Леви — братья, им свойственны орудия разбоя. В сговор с ними я не входил и в их замысле не участвовал, ибо в своем гневе они убили людей! …Проклят их гнев, ибо силен, и их ярость, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (Берешит 49:5—7, Ункелус). А затем Яаков благословил Шимона вместе со всеми братьями (Бемидбар раба 13:8).

Выполняя последнюю волю отца, Шимон и его братья перенесли саркофаг с телом Яакова в страну Кнаан и погребли в семейной усыпальнице — пещере Махпела. А затем все братья вернулись в Египет (Берешит 50:13—14; Сефер аяшар, Вайехи; Седер адорот).

Шимон умер в Египте в 2313 году /1447 г. до н.э./ в возрасте 120 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Впоследствии саркофаг с его телом также был перенесен из Египта и погребен в городе Мегада, находившемся в наделе его колена (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Шимона составили одно из двенадцати колен народа Израиля, и наряду с коленами Реувена и Леви, они не служили в Египте идолам (Бемидбар раба 13:8).

В синайской пустыне, на второй год после выходы из Египта, колено Шимона составляло 59 тысяч 300 мужчин в возрасте от двадцати лет и старше, и было одним из самых больших (Бемидбар 1:23). Вместе с коленами Реувена и Гада, оно входило в стан Реувена, располагавшийся к югу от Шатра Откровения (там же 2:10-16). Знамя колена Шимона имело зеленый цвет, и на нем была изображена стена города Шхема (р. Бхайе,Бемидбар 2:2).

Около 24 тысяч мужчин из колена Шимона погибли во время мора, начавшегося из-за греха одного из вождей этого колена Зимри бен Салу (Бемидбар 25:6—14, Раши; Берешит раба 99:7). И перед вступлением в Землю Израиля это колено оказалось самым малочисленным — всего 22 тысячи 200 (Бемидбар 26:7).

При разделе Земли Израиля потомки Шимона получили «надел среди надела сынов Йеуды» (Йеошуа 19:1). Их города располагались по всей территории колена Йеуды и были удалены друг от друга — в соответствии с предсмертным предсказанием праотца Яакова: «Рассею их в Израиле» (Рамбан, Берешит 49:5—7).

Среди потомков Шимона было особенно много учителей и переписчиков Торы (соферов) (Раши, Берешит 49:7). По одной из версий, из колена Шимона происходил раби Шимон бар Йохай (Рашби), написавший основополагающую книгу кабалы Зоар (Шивтей нахалатэха с.53—54).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?