Из цикла «Законы ихуда», темы: Ихуд, Зеев Гринвальд, Муж и Жена
***
На следующих страницах мы приведем объяснения разрешению, называемому «муж в городе», и укажем алахические различия между различными объяснениями.
Некоторые объясняют, что смысл этого разрешения в том, что женщина боится, что ее муж каждую минуту может прийти, и поэтому можно не опасаться совершения преступления3.
Некоторые же объясняют, что слова «она боится мужа» выражают природное чувство женщины, когда ее муж находится в том же городе, и из-за этого естественного страха можно не опасаться совершения преступления4.
***
Ниже мы разберем различные случаи и приведем запрещающие и разрешающие мнения.
В случае, когда нет опасения, что муж появится в месте уединения, существует спор между поским на тему о том, действует ли разрешение йихуда «ее муж находится в том же городе». Некоторые в этом случае запрещают йихуд, а некоторые разрешают его.
Перечислим несколько случаев, к которым относится этот спор:
Разрешающие йихуд в этом случае разрешают его даже в большом городе.
В качестве примера приведем постановление Хазон Иша, которое он вынес в 5713 (1953) году, о том, что весь Тель-Авив считается одним городом, а Тель-Авив и Рамат-Ган или Рамат-Ган и Петах-Тиква считаются двумя разными городами: если муж находится в одном из них, в другом не действует разрешение «ее муж находится в том же городе»11.
Вот что говорит Шульхан арух (Эвен аэзер 22:8):
«Если муж женщины находится в этом же городе, нет опасения уединяться с ней, так как она боится своего мужа. А если этот мужчина привык к ней, например: если она росла вместе с ним или если она его родственница и т.д., ему не следует уединяться с ней, даже если ее муж находится в том же городе».
1 Трактат Кидушин (81а) согласно подходу Тосафот (там же), которые пишут, что нет запрета уединяться с ней. Рамбам, Шульхан арух, Мааршаль, Таз, Хида, Хафец Хаим и др.
По мнению большинства ришоним и ахроним, разрешено уединяться с женщиной, муж которой в городе. Хазон Иш вынес практическое постановление, разрешающее это, и так же постановил Довев мейшарим; см. Петах абаит.
Согласно подходу Раши, запрещено уединяться с женщиной, муж которой в городе, и то же самое написали Тосафот Ри Азакен и др. В Бинат Адам написано, что, по мнению Раши, этот запрет — постановление мудрецов, а Таз пишет, что даже по мнению Раши йихуд разрешен; см. об этом подробно в Двар алаха.
Хелкат мехокек, Бейт Шмуэль и Бинат Адам пишут, что следует принимать в расчет подход Раши; и см. Шевет а-Леви и Двар алаха. Выше мы сказали, что по большинству мнений разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в том же городе.
2 Шульхан арух.
Даже если ее муж — слепой, другим мужчинам разрешено уединяться с его женой, когда он в городе. Так постановили Хида, Радаль и Ор Самеах; и см. Двар алаха.
3 Хохмат Адам и др. (подход Раши).
4 Яд Элияу (приводится в Двар алаха), Хида, Хазон Иш и др. (подход Рамбама и Шульхан аруха). Объяснения подходов можно найти в Шевет а-Леви. Петах абаит пишет, что неопределенность выражений поским позволяет сделать выбор в пользу подхода Хиды и Хазон Иша, по которому разрешение действует в любом случае, даже если муж не может прийти в место уединения.
5 Вот некоторые запрещающие: Кисэ Элияу, Нетивот лешабат, Хохмат Адам, Питхей тшува, Хафец Хаим. См. также Шевет а-Леви и Игрот Моше.
6 Хида разрешает, и так же следует понимать Тосафот Шанц и других. Двар алаха приводит мнение Хазон Иша, который облегчает в этом вопросе.
7 Запрещающие: Хохмат Адам, Ури вейиши, Питхей тшува и др.
8 Разрешающие: Радваз, Хида, Тшувот Бней Цион, Дриша, Бейт Шмуэль и др. Двар алаха приводит мнения Хазон Иша и Довев мейшарим, постановляющих согласно облегчающему мнению. См. Петах абаит, который трактует неопределенность формулировок поским как разрешение.
9 Кисэ Элияу, Меорей ор, Макне и другие поским. См. также Игрот Моше и Шевет а-Леви.
10 Разрешающие: Хида, Довев мейшарим и другие. В Двар алаха сказано, что Хазон Иш тоже разрешает.
11 См. Двар алаха. Шевет а-Леви обсуждает такие большие города, как Нью-Йорк и Лондон: считаются ли они одним городом.
12 См. Шевет а-Леви и Минхат Ицхак.
13 Радваз и Хида. Двар алаха доказывает, что это с необходимостью следует из подхода Рамбама и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины считаются развратными, и которые, несмотря на это, разрешили уединение, если муж находится в этом же городе. Он же приводит мнение раби Альгази, который запрещает йихуд с развратным мужчиной, даже если ее муж находится в том же городе, и см. также Шевет а-Леви.
14 Шаар Йосеф, Хазон Иш, и см. Двар алаха. Причина запрета в том, что нееврей подозревается в возможности изнасилования, а в этом случае совершенно не поможет, что муж этой женщины находится в городе. Двар алаха подробно разбирает, разрешено ли в этом случае уединяться с неевреями в тех странах, где неевреев наказывают за изнасилование еврейки. Петах абаит доказывает, что йихуд все же будет запрещен, в особенности, если принять в расчет современные способы наказания.
15 В ситуации, когда муж этой женщины находится в этом же городе, и при этом нет опасности изнасилования, так как неподалеку находится еврей, которого эта женщина сможет позвать, нахождение с неевреем не запрещено, и см. Петах абаит.
16 Трактат Кидушин (81а) и Рамбам; см. Двар алаха. Мааршаль, Хохмат Адам, Бейт Йеуда и др.
17 Двар алаха. Шевет а-Леви, Петах абаит.
18 См. главу 2 относительно йихуда с приемным сыном или дочерью, а также примечания там же.
19 Хида. См. Двар алаха и Петах абаит.
20 В книге Хикрей лев написано, что поским согласны в том, что это разрешено. Хида разрешает это, и так же следует понимать Довев мейшарим. Двар алаха подробно это обсуждает. Петах абаит подробно обсуждает мнения поским, большинство из которых разрешает это.
21 Раби Альгази запрещает это, и таково же мнение Радаля.
22 Двар алаха.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?