Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Машиах не явится раньше срока «Беита», определенного изначально, конечного времени Избавления

Автор книги «Икарим»

Автор «Икарим» считает, что вера в приход Мессии не является основой веры:

«Вера в приход Мессии обязует каждого следующего Торе верить в нее… Ибо в Торе сказано открыто об обязанности верить словам пророка, как сказано: “Его слушайте” (Дварим 18), и пророки говорили о приходе Мессии. Таким образом, понятно, что всякий, кто не верит в приход Мессии, отрицает слова пророков и преступает заповедь “делай”, но тем не менее, вера в приход Мессии не является основой, из-за которой, если человек ее не исповедует, вся Тора может упасть» (Речь 4, гл. 42).

Он объясняет там так же, как и Рамбан, что вера в награду и наказание относится к основам Торы: «Ибо вера в воздаяние необходима любому последователю божественной Торы, и отрицающий ее — отрицает основу. Тот же, кто верит, что награда предназначена лишь душам и в будущем мире, или в то, что награда материальна и в эпоху воскресения, даже, если он не верит в воздаяние в этом мире, не является отрицающим основу, потому что он верит в принцип воздаяния как таковой, хотя и оспаривает один из видов воздаяния. Знай, что среди мудрецов есть те, кто говорит: “Нет награды за заповеди в этом мире” (Бавли Кидушин 81а, 39б, Хулин 143а), и они верят, что главное воздаяние — в будущем мире. И так сказали они: “Чтобы хорошо тебе было — в мире, который полностью хорош, и чтобы продлились дни твои — в мире, который полностью долог”. И потому мы говорим, что вера в приход Мессии не относится к основам, чтобы отрицающий ее назывался отрицающим основу, но это истинная вера, которая является необходимой для каждого последователя Торы Моше» (там же).

И приводит в доказательство своих слов: «Вот, мудрецы спорят относительно пророчеств, указывающих на него. Ведь в числе мудрецов Талмуда есть те, кто понял, что все пророчества, содержащиеся в словах пророков относительно Мессии, были уже исполнены в прошлом, и некоторые из них даже сказали, что все они исполнились в дни Хизкиягу, царя Иудеи. Так сказал рабби Илель: “Нет Мессии у Израиля, ибо они уже получили его во дни Хизкиягу, царя Иудеи” (Бавли, Санэдрин 98а)» (там же).

Рабби Илель

«Рабби Илель говорит: нет Мессии у Израиля, ибо они уже получили его во дни царя Хизкиягу. Сказал рав Йосэф: да простит рабби Илелю Господин его! Когда жил Хизкиягу? В дни Первого Храма. А ведь пророк Захария пророчествует в дни Второго Храма, говоря: “Веселись весьма, дщерь Циона, ликуй, дщерь Иерусалима, вот царь твой грядет к тебе, праведный и спасаемый он, смиренный и восседающий на осле, и на осленке, сыне ослиц”» (Санэдрин 99а).

В этом разделе автор «Икарим» исследовал этот вопрос с разных сторон, и вывод, к которому он пришел там, заключается в том, что, по мнению рабби Илеля, все пророчества, говорящие об Избавлении и собрании Израиля, следует толковать про царя Хизкиягу, и даже про Зрубавеля и Эзру. И если так, то из Писания не следует с необходимостью, что настанет будущее Избавление.

Раши там объясняет, что слова рабби Илеля касаются лишь вопроса, будет ли Избавления посредством Мессии, ибо Илель полагает, что «Святой, благословен Он, будет царствовать Сам и избавит их Сам», но совершенно определенно, что Илель не отрицал будущее Избавление. Так объяснил и Хатам Софер, и написал там, что и в этом вопросе также практический закон не установлен по мнению рабби Илеля, и тот, кто придерживается таких взглядов после того, как закон принят согласно мнению мудрецов, является отрицающим основу.

Абарбанэль остро полемизирует с автором «Икарим», и в своей книге «Рош Амана» объясняет, что смысл слов рабби Илеля в том, что Машиах не явится раньше срока «Беита», т.е. определенного изначально, конечного времени Избавления, т.к. народ Израиля уже получил награду за все свои заслуги в дни царя Хизкиягу, а коли так, не удостоятся ускоренного срока, называемого «Ахишена». И в этом также спорят мудрецы с рабби Илелем, и закон установлен не по его мнению.

А в своей книге «Йешуот Мешихо» он объясняет слова рабби Илеля так, как его объяснили наши учителя, слова которых мы привели выше, и приводит там десять целей прихода Мессии, первая цель: избавление посредством царя, происходящего из потомков Давида, и эта цель, по мнению рабби Илеля, была достигнута посредством царя Хизкиягу. Но остальные цели Избавления, собрание рассеяния и т.д. будут выполнены самим Творцом. Таковы слова наших учителей об этом споре.

Как мы привели выше, хотя Рамбан полагает, со своей стороны, что вера в Избавление не относится к основам Торы, он превозносит эту веру, о которой говорили все пророки Израиля. Приведем его слова.

Слова Рамбана о цели Избавления

Он объясняет там, что наша вера в приход Машиаха является «очевидной истиной для принимающих Тору и пророков, и мы свидетельствуем о ней… и затыкаем рот апикоросам доказательствами из нее, и радуемся ее словам, ибо ждем этого, питая надежду удостоиться близости к Богу, будучи в храме Его с Его священниками и пророками, с тем, что будет в нас от чистоты и святости, пребывая в Земле избранной и наслаждаясь Шхиной, пребывающей среди нас, гораздо более, чем мы можем достичь сегодня, пребывая в изгнании среди народов, совращающих нас в грех, с тем, что есть в нас от нечистоты и мерзости, ибо тогда, в дни Мессии будет уничтожено злое начало, ибо мы постигнем Истину, как она есть, а, возможно, и по другой причине, тайна которой более глубока, чем то, о чем я сказал.

Это главная причина нашего стремления и вожделения дней Мессии, в добавление к тому, что увеличивает наше стремление и вожделение тех дней в Торе, которая объясняет нам, что когда мы грешим, то пребываем в изгнании для мучения нашего, а если служим достойно, то вновь будет Бог благоволить нам, как благоволил отцам нашим, и более сего.

Не оттого, что мы сомневаемся по поводу чуждых верований, истинны ли они, как полагают некоторые лишенные ума из нашего народа, но потому, что наша душа страстная душа стремится к тем дням также и потому, что желает показать спорящим с ней, то есть, ее дурным соседям, людям чуждой веры, что ветер они посеяли и бурю пожнут, и такова природа человека — стремиться превзойти своих противников в споре, показать, что истина с ним. И в этом желании заключена для нас также и большая заповедь, что мы желаем освятить Имя Творца на глазах у язычников».

Вера в приход Мессии является главной надеждой общины Израиля. Время, когда не будет злого начала, но будут прилеплены к Торе и к исполнению ее заповедей в совершенстве. Время, когда будет пребывать Шхина в Израиле, и прилепление к Творцу будет без преград. Также и в благих телесных обетованиях состоит надежда Израиля, после столь длительного изгнания и многочисленных бед, и страданий.

Также и в том состоит стремление Израиля, чтобы освятить Имя Благословенного на глазах у народов, и к тому же есть в этом победа над народами мира, ведь это покажет, что наша вера, ради которой мы претерпели столько страданий, истинна, а они наследовали ложь, как это объясняет Рамбан в своих словах.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?