Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему возможность свободы выбора кажется не тем, что приносит человеку пользу и счастье

Взвешивание выбора

После того, как мы объяснили важность свободного выбора и возвышенность человеческого существа, его способности исправить все мироздание, встает вопрос, почему это не выглядит так? Почему представляется, что человек более склонен ко злу, нежели к добру? И почему кажется, что у тела есть больше власти, чем у души?

Эту идею объясняет Рамхаль в своей книге «Путь Господа»: «И так как согрешил первый человек, Адам, эти вещи претерпели огромное изменение. А именно, что изначально в творении были изъяны в том количестве, которое было необходимо для того, чтобы человек пребывал в состоянии взвешивания, о котором мы говорили, и была у него возможность приобрести совершенство трудом своих рук. Однако, вследствие его греха умножились и увеличились изъяны как в самом человеке, так и во всем творении, и исправление стало труднее, чем было до того. То есть, сначала ему было легко преодолеть тот изъян, который был в нем, и приобрести совершенство, ибо так установил Всевышний в мудрости Своей эти вещи сообразно с качеством добра и справедливости, ибо так как человек не был причиной зла и изъяна в себе, но так было заложено в нем в его сотворении, то, удаляя самого себя от зла и обращаясь к добру, мог немедленно превзойти свой изъян и приобрести совершенство.

Однако, после своего грехопадения, так как из-за него было разрушено совершенство в большей мере, чем было до того, и умножились изъяны, и стал сам он причиной своего зла, теперь уже будет не так легко ему вновь преодолеть свою ущербность и приобрести совершенство, как было, когда он еще не был причиной своего порока, но был сотворен таким, как мы писали. И тем более, что теперь необходимость в его стараниях достичь совершенства выросла вдвое, потому что теперь необходимо, чтобы человек и мир вернулись вначале к состоянию, которое было до греха, а затем, чтобы поднялись от этого состояния к состоянию совершенства, достичь которого призван человек.»

Выбор между истиной и ложью и между добром и злом

Разницу в уровне выбора, который был у человека до греха, и тем, который стал после, пояснил Рамбам, что до греха выбор человека лежал в области разумного знания, между истиной и ложью. Истина и ложь — это абсолютные критерии (объективный взгляд), как тому приводит Рамбам пример: «Не говорят: небеса сферические — добро, а земля плоская — зло. Но говорят: истина или ложь». Это оценка действительности, как она есть. В мощи святости своей и чистоте души постижение Адама было таково, что всякая вещь, не соответствующая воле Творца, не существует в реальности, ибо эта вещь есть ложь.

После греха уровень его опустился, и стал человек знающим добро и зло, выбор его между злом (т.е. существующим в реальности, но являющимся злом) и между добром. Выбор между добром и злом лежит в области принятого у людей, то есть это выбор, касающийся самого человека (субъективный взгляд). Является ли эта вещь хорошей или плохой для жизни человека. Разумеется, есть множество аспектов в этом выборе между добром и злом: есть тот, кто делает выбор между добром и злом в том, что касается его тела, его положения и спокойствия в этом мире, страшась кары суда. И есть тот, кто выбирает между добром и злом в отношении своей доле в мире грядущем. И есть более совершенный человек, который выбирает между добром самим по себе и злом самим по себе. Он знает, что злое деяние есть зло само по себе, а доброе дело есть абсолютное добро.

Спуск с уровня души (нешама) до уровни духа (руах)

«И так как провинился, положил Святой, благословен Он, руку свою на него и уменьшил его» (Хагига 12а).

Спуск с уровня выбора в области разума до выбора в области принятого у людей, отражает умаление в структуре человека. Выбор в области разума относится только к структуре души (нешама), обитель которой в мозгу человека, ибо в этом ее назначение: мудрость (хохма), разумение (бина) и знание (даат). «Однако, аспект нешама есть само дыхание, внутренняя суть которого скрыта в тайне, и ее благословенный источник, если возможно так сказать, находится в дыхании уст Всевышнего. Ибо не входит вообще сама ее сущность и суть в тело человека. И первый человек до греха удостоился ее сущности, а в результате греха она отошла от него и осталась лишь покрывать его извне» (Нэфэш а-Хаим 1:15).

Отошла от него, и отныне аспект его существования есть структура духа (руах), там обитают качества характера и выбор там лежит в том, что касается самого человека: добро и зло, подняться ли к структуре души (нешама) или опуститься до структуры физической жизненности (нэфэш), соседке тела: «Гаон в своем комментарии к Сафра де-Цниюта писал, что главное в человеке — это уровень духа (руах), который в нем, и который поднимается и опускается». И разберись во всем этом как следует.

Знать добро и зло

Еще нужно обратить внимание на один аспект: изменение в структуре человека после грехопадения.

«До греха человек состоял лишь из всех миров и святых сил, но не из сил зла, но после греха в него были заключены и перемешались в нем также силы нечистоты и зла, и потому он внедрил эти силы также и в миры, ведь он состоял и имел отношение ко всем мирам, и они пробуждаются и меняются сообразно с тем, куда клонятся его дела, и в этом значение древа познания добра и зла.

И смысл этого в том, что до греха, хотя, разумеется, он был абсолютно свободно выбирающим и мог склонить себя куда хотел: творить добро или его противоположность, ибо в этом цель и замысел всего творения, и хотя впоследствии он согрешил, но выбор его имел место не потому, что силы зла были заключены в нем, ибо он был совершенно праведным человеком, состоявшим из одних лишь сил святости, и все качества его были праведные и святые и чистые, как абсолютное добро, без всякой примеси и склонности к противоположной стороне вообще, а силы зла стояли в стороне и были предметом самим по себе, внешним по отношению к нему, и был у него выбор войти в огонь. Поэтому когда Обратная Сторона возжелала соблазнить его согрешить, понадобилось змею прийти извне и соблазнить его, не как теперь, когда естество, соблазняющее человека находится внутри самого человека, и кажется человеку, что это он сам желает и тянется к том, чтобы совершить грех, а не то, чтобы некто другой извне соблазнял его, и Адам в своем грехе, когда он потянулся за соблазном Обратной Стороны, внедрил тем самым в себя самого силы зла, и также и в миры, и в этом значение древа познания добра и зла, что соединились и смешались внутри человека и миров добро и зло вместе, одно внутри другого буквально, ибо знание значит соединение, как известно» (Нэфэш а-Хаим, 1:6, в примечании).

Форму человека в испытаниях злого начала, как человек выглядит сегодня, сотканный из добра и зла, описывает автор «Ховот а-левавот»: «Знай, человек, что великий враг, который есть у тебя в мире, это твое злое начало, приплетенное к силам твоей физической души, и примешанное к составу твоего духа, и участвующее с тобой в работе твоих телесных и духовных чувств, владеющее тайнами (или качествами) твоей души и совести, советник твой во всех твоих движениях явных и тайных, которые ты совершаешь по желанию своему, ожидающий в засаде, чтобы соблазнить шаги твои, ты спишь и не замечаешь его, а он бодрствует и наблюдает за тобой, ты не обращаешь на него внимание, а он пристально смотрит на тебя, оделся в одежды твоего друга и нарядился в украшения любви к тебе, вошел в число доверенных твоих, людей совета твоего и избранных возлюбленных твоих, готов услужить тебе, как видно из его улыбок и намеков, но стреляет в тебя своими смертельными стрелами, чтобы исторгнуть тебя из земли живых.» (Шаар йихуд а-маасэ, гл. 5)


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?