Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора названа камнем, и дурное начало названо камнем

«Если по законам Моим идти будете…»[1].

Мидраш[2]толкует стих: «Рассчитывал я пути свои, и обра­щал стопы свои к Твоим заповедям»[3]: Сказал царь Давид: «Владыка мира! Каждый день я планировал: сегодня я пойду в такое-то место, или в такое-то, но ноги приводили меня в дом моления (бейт а-кнесет) и бейт мидраш

Можно разъяснить это при помощи сказанного мудрецами[4]: Тот, кто сказал другому Шалом (Шалом — одно из имен Б-га — прим.) перед молит­вой, как будто сделал из него идола, как сказано: «Не полагайтесь на человека, ведь в чем (бема) его значимость?!»[5] (бема, здесь мудрецы толкуют это слово в его другом прочтении: бама — жертвенник. С тех пор, как был построен Храм в Иерусалиме, запрещено приносить жертвы вне Храма. Человек, который навещает другого до молитвы, и говорит ему Шалом, как будто принес жертву вне Храма. В наши дни мо­литва Амида засчитывается как принесение жертвы тамид, которую приносили в Храме дважды в день — прим.) Сказал Шмуэль: «Почему ты придал больше значимости человеку, чем Б-гу?» (Шмуэль объясняет это стих, используя слово бема в его прямом прочтении — «в чем» — прим.).

Притча.

Один человек обычно покупал товары в одной и той же лавке. Если хозяин этой лавки увидит своего клиента выходящим с покупками из другой лавки, то обидится. Его клиент может попытаться оправдаться, сказав, что купил вещи, которых нет в его лавке. Но если на самом деле в лавке этого торговца ни в чем нет недостачи, то это оправдание его только еще больше разозлит: «Покажи-ка мне, какой товар отсутствует в моей лавке, и находится у других!»

Знай, что нет в мире ничего, что не произрастало бы от Торы. Сказано в Мидраше[6]: Человек может покупать поле, но тогда не купит виноград­ник, или виноградники, но тогда не купит поле. Но в Торе есть и поля и виноградники, как сказано: «Ростки твои — гранатовый сад…»[7]. Ведь реальность и все происходящее существуют благодаря Торе. И в заслугу Торы, которую человек учит и выполняет, Всевышний выпол­няет все его запросы. И это то, что говорит Шмуэль: «Почему ты придал больше значимости человеку, чем Б-гу?» — это как хозяин лавки, кото­рый удивляется: «Что ты можешь получить у него, чего нет у меня?!» Об этом говорит и царь Давид: «Я иду в бейт мидраш не только, когда я хочу учить законы Творца и Его пути, но и когда хочу заняться по­вседневными делами и искать то, что нужно для моего материального существования». И это то, что сказано: «Рассчитывал я пути свои, и обращал стопы свои к Твоим заповедям» — каждый день я рас­суждаю так: если я пойду туда-то, то смогу получить что-то, что я хочу. А мои ноги как бы отвечают мне: «Чтобы получить это, тебе лучше об­ратиться к Б-гу и Его Торе, и тогда Он все тебе даст».

И в продолжении Мидраша сказано: Тора названа камнем, и дурное начало названо камнем. Про Тору сказано: «Скрижали каменные». А по дурное начало сказано: «И удалю я из тела вашего каменное сердце.». Сказал рабби Леви: Было одно обезлюдившее (из-за войны) место. Что сделал царь? Поставил там охрану. И так сделал Творец: «Придет камень и сдержит камень». Теперь разберем сказанное: «Если поймал тебя этот негодяй (дурное начало), тяни его в бейт мидраш. Если он тверд как камень — растворится…».

Притча.

Один мошенник продавал на ярмарке камни, которые выдавал за драгоценные, по дешевой цене. Нашелся глупец, который решил, что ему подвернулась удачная сделка, и купил их. Вечером он принес камни опытному человеку, который в них разбирался, но тот сказал, что рассмотрит их назавтра, при дневном свете. Утром он обнаружил, что это подделка, и облил их кипятком. Камушки стали трескаться и растворяться. Так и дурное начало: оно соблазняет человека грешить, и убеждает его, что на самом деле он выполняет заповедь. Глупец немедленно прислушивается к нему. Мудрецы же дают добрый совет: не спеши делать то, что оно тебе говорит. Сначала иди в бейт мидраш, молись и учись, а потом ясным взором увидишь, что на самом деле оно тебе предлагало. И если это плохой совет дурного начала, то он, как фальшивый камень — треснет и растворится. И еще там, в Мидраше, учили от имени рабби Шимона бар Йохай: Буханка и палка были даны с Небес связанными вместе. Сказал Всевышний: «Если будете соблюдать Тору, вот хлеб вам в пищу, а если не будете — вот палка, чтобы бить вас…».

Можно толковать слово «связанные» как метафору. Ведь наказание за грехи очень тяжкое. Кто такой глупец, чтобы грешить? Мудрецы уподо­били это как раз буханке и палке: Если положить перед кем-то буханку и палку, и предложить выбрать что-то одно из них, то человек выберет буханку. Но если эти предметы связаны и завернуты в упаковку, и снару­жи не понятно, где что, требуется хорошенько подумать, и если человек подумает хорошенько, сделает нужный выбор. Заповеди и грехи так­же завернуты и скрыты от глаз, и человеку бывает трудно определить, что ему правильнее сделать. Про это сказано в Теилим: «Песнопение Асафа… А я — почти свернули ноги мои… Ведь позавидовал я беспутным»[8]. Только при очень внимательном рассмотрении человек может различить разницу между этими противоположностя­ми, как сказано: «Пока не пришел я в Храм Б-га, тогда понял я, каков их конец»[9]. И сказали мудрецы[10]: «Потери при исполнении заповеди сопоставь с вознаграждением за нее, а прибыль за грех сопо­ставь с убытком от него». И только после внимательного рассмотрения и расчета человек может понять, насколько заповеди и грехи далеки друг от друга, и выбрать заповеди, траты на которые невелики, а на­града огромна. С грехами же наоборот — удовольствие длится недолго, а страдания от наказания за них велики. Но нечестивец прикрывает наказание, и оставляет на виду только временное удовольствие. Из-за этого его страсть растет, и он следует ей. Об этом и сказано: «Если буде­те соблюдать Тору, будет вам пища, а если не будете — вот палка, чтобы бить вас.», как сказано: «Если захотите и прислушаетесь, будете вкушать блага земли, а есть откажетесь и воспротивитесь, будете пожраны мечом»[11].


[1] Ваикра 26:3

[2] Ваикра Раба 35:1

[3] Теилим 119:59

[4] Брахот 14а

[5] Йешаяу 2:22

[6] Мидраш Шмот Раба 33

[7] Шир а-Ширим 4:13

[8] Теилим 73:1-3

[9] Теилим 73:17

[10] Авот, глава 2, мишна 1

[11] Йешаяу 1:19

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?