Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы, да будет благословенна память о них, хотели объяснить, зачем дважды были даны законы суда между людьми (в недельных главах Бешалах и Мишпатим).

И еще сказано в Мидраше[1] на стих: «И вот законы…»: «Ты дал ему постановления и законы»[2]. Всюду в Торе, где сказано: «И» - это означает, что идет добавление к сказанному ранее. Что сказано ранее? «Там дал им (народу Израиля) законы»[3]. (До дарования Торы Б-г дал евреям некоторые законы, по которым решали споры между людьми. Получилось, что часть законов суда евреи получили в месте, которое называлось Мара[4], потом получили скрижали завета на горе Синай, а после этого снова получили законы об отношениях между людьми, в недельной главе Мишпатим — прим.) Это похоже на то, как знатная римлянка шла по улице, окруженная с обеих сторон вооруженной охраной, так и Тора: впереди суд и позади суд, а она находится посредине. И сказано: «Тропой праведности идти буду, по путям закона»[5]. Тора посередине, а спереди и сзади — законы. Следует понять это высказывание. И мне кажется следующее:

Притча.

Если видишь, что по улице идет человек, а за ним идет многочисленная вооруженная охрана, и по этой охране сложно понять, является ли он важной особой, и идет с охраной, чтобы она защитила его от врагов, или потому что он грабитель или убийца, которого поймали, и ведут на суд, и охрана стережет его, чтобы не сбежал и не причинил вреда другим. Тогда следует присмотреться к этому человеку. Если он ребенок или больной, то следует сделать вывод, что охрана бережет его, чтобы с ним ничего не случилось. Иначе, если бы надо было его стеречь, чтобы не убежал, было бы достаточно одного или двух охранников.

Так и здесь: Наши мудрецы, да будет благословенна память о них, хотели объяснить, зачем дважды были даны законы суда между людьми (в недельных главах Бешалах и Мишпатим). Всевышний бережет народ Израиля, и поэтому не удовлетворился только тем, что предостерег их в Маре, и дал законы без объяснения их смысла, но снова предостерег их, чтобы все их поступки были по закону. Именно это хотели сказать мудрецы, когда уподобили это римлянке, которая идет, окруженная охраной — это делается для ее блага. Ведь если бы наоборот, хотели уберечь других от нее, то достаточно было бы одного охранника.

(Вся Тора была получена на горе Синай. В день, когда евреи стояли и слышали 10 заповедей, то приняли всю Тору в общем, а затем Моше поднялся на гору Синай и получил от Б-га все подробности законов и все тонкости Торы, которые Б-г пожелал ему открыть. Часть законов, связанных с судом и законы уважения родителей, Б-г сообщил Моше еще по пути, после перехода Красного моря в месте Мара. Б-г также предостерег Моше, чтобы он хорошенько объяснил смысл и справедливость законов, которые Он дает евреям, чтобы они вели разбирательства согласно им. Ни к чему хорошему ссоры не приводят, и Тора тщательно описывает законы, регулирующие отношения между людьми — прим.)

Написано в Мидраше[6]: «Если будешь давать в долг бедняку из Моего народа, не притесняй его»[7] — «Заимодавец Б-га — милосердный к бедному»[8]. И еще сказали мудрецы: «Должник как раб своему заимодавцу».

Мне кажется, что мудрецы хотели здесь дать добрые советы и научить человека, что тот, кто дает взаймы бедному, пусть лучше не нажимает на него с возвратом, или вообще не требует его вернуть.

Притча. Один человек пришел к другому и попросил денег в долг. Тот попросил гарантов. Тогда просящий привел к нему двоих людей, которые обязались быть гарантами этой ссуды. Один из них был очень богат и надежен, а второй был ненадежен и беден. В подписанном ими документе было сказано, что заимодавец будет иметь право взыскать свои деньги с любого из них. Несомненно, что если заимодавец умный человек, то не станет напоминать о долге ненадежному человеку, и не будет требовать с него. Тогда второй гарант, богатый и надежный, будет осознавать, что заимодавец надеется на него. Ведь если он увидит, что заимодавец бегает за бедным гарантом, то скажет: «Вот и спрашивай с него, что ты хочешь от меня?»

Так и здесь: человеку дается хороший совет: когда он дает ссуду бедному, то не только тот подписывает долговое обязательство, но и Всевышний тоже как бы подписывает его, чтобы заимодавец не оказался в убытке. Поэтому Тора и дает добрый совет: «Если будешь давать в долг бедняку из Моего народа, не притесняй его» — даже не показывайся ему на глаза. А если будешь беспокоиться: что будет с твоими деньгами, то мудрецы сказали: «Заимодавец Б-га — милосердный к бедному». Поэтому оставь бедного в покое, и тогда Он, богатый и надежный гарант, несомненно заплатит тебе за это. И это прекрасно.


[1] Мидраш Шмот Раба 30:3

[2] Шмот 16:25

[3] Шмот 15:25

[4] Шмот 15

[5] Мишлей 8:20

[6] Мидраш Шмот Раба 31:12

[7] Шмот 22:24

[8] Мишлей 19:17

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?