Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Иосиф, Фараон, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И послал, и позвал всех мудрецов … но не было никого, кто истолковал бы их фараону»[1].
Написано в Мидраше[2]: «Были те, кто пытались истолковать фараону его сны, но он не принял ни одного толкования. Вот как толковали его сны: “Семь тучных коров означают, что у тебя родится семь дочерей; семь налитых колосьев означают, что ты захватишь семь государств” и т.д. Про это сказано: “Неразумный искал мудрость в сердце своем (когда была необходимость — прим.), и не нашел.”[3] — это мудрецы и колдуны фараона, — “… а смышленому она далась легко” — это Йосеф».
Надо понять, что хотели сказать этим мудрецы. Ведь Тора назвала советников фараона мудрецами, а Мидраш приводит о них стих, говорящий, что они глупцы. Приведем для этого притчу.
Притча.
У одного великого царя был единственный, не очень умный и изнеженный сын. Однажды царь задумался: «Когда-нибудь мой сын сядет на трон вместо меня, но у него нет для этого ни мудрости, ни знаний», и решил отправить его учиться. Принц провел в академии несколько лет и многому научился. Тогда он послал отцу письмо, в котором просил забрать его домой, так как он уже обладает достаточными знаниями. Царь послал за ним самых высокопоставленных министров, и те привезли принца домой. На радостях царь устроил огромный пир, и когда гости немного выпили, один из министров решил проверить, чему научился принц, и набрался ли он мудрости. Министр взял кольцо, положил в ладонь и сжал руку в кулак. Затем он попросил принца угадать, что у него в руке. Принц подумал и заявил, что в руке у министра круглый предмет, с дыркой в середине. Министр был поражен, и сказал: «Вы правы, но можете ли Вы назвать этот предмет?» Принц ответил: «Полученные мной знания дают мне возможность понять, круглый ли предмет у тебя в руке или квадратный, целый или с дырой. Но они не дают возможности определить, какой именно это предмет!» Министр возразил: «Но все-таки можно довольно легко догадаться, что это!» Принц призадумался и сказал: «Круглый предмет с дырой посередине, это, наверное, жернов!» Этим своим ответом принц доказал, что он хотя и набрался знаний, но не поумнел. Он не приобрел умения делать выводы самостоятельно, а только научился применять правила, а сам остался глупым. Ведь умный человек это тот, кто обладает врожденными умственными способностями, приобретенных знаний недостаточно. (Притча намекает, что есть умный, обладающий знаниями и умеющий эти знания использовать, — это колдуны фараона. А есть умный — сообразительный и смекалистый, таких людей не много, — это Йосеф — прим.)
Смысл этой притчи в том, что мудрецы фараона умели толковать сны согласно выученному — что означает во сне то-то, а что означает то-то. Но, как в вышеприведенной притче, они знали только общие правила: семь тучных коров означают семь хороших вещей, и так же семь полных колосьев. А тощие коровы, наоборот, означают семь плохих вещей, и т.д. Их толкование, что семь колосьев намекают на семь государств, было их личным выводом. Но они должны были хорошенько взвесить и понять, на какую хорошую вещь указывают семь тучных коров и семь полных колосьев. Наиболее логично было предположить, что они указывают на хороший урожай и изобилие. Раши, да будет благословенна память о нем, писал, что в годы изобилия все творения хорошо выглядят. Египетские мудрецы не смогли сделать правильный вывод на основе имевшихся у них знаний. Это и имеет в виду Мидраш: «Неразумный искал мудрость, и не нашел…» — это мудрецы фараона, — «… а смышленому она далась легко» — это Йосеф.
[1] Берешит 41:8
[2] Мидраш Берешит Раба 89:6
[3] Мишлей 14:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?