Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спор двух мальчиков

Сказано[1]: «Рабби Йонатан спросил: Сказано: “И было количество сынов Израиля как песка морского…”[2], а в продолжении стиха написано: “.невозможно измерить и сосчитать”?! (то есть сначала сказано “количество” — что-то определенное, а потом, что нельзя сосчитать — прим.). Это не противоречие, так как в первом случае речь идет о том времени, когда евреи не исполняют волю Творца, а во втором случае, когда исполняют».

Притча.

Два мальчика спорят. Один говорит: «Нет во всем городе никого богаче моего отца! У нас дома лежат кошельки с огромными суммами, и это кроме тех, которые ему нужны для торговли!». Второй возражает: «Все богатство твоего отца ничто по сравнению с богатством моего! Да, у твоего много денег, ведь ты сам видел у него полные монет кошельки. А у моего отца большими стопками лежат ценные бумаги, стоимость каждой из которых во много раз превышает богатства в доме твоего отца. Ведь хотя каждая бумага мала, ценность ее очень велика».

Так и народ Израиля. Когда они не выполняют волю Творца, то их можно пересчитать, как монеты — первый, второй, третий… Но когда они выполняют волю Творца, каждый из них равен целой армии, как сказано: «Как дороги мне близкие к Тебе, как велико их количество! Стану считать их — они многочисленней песка»[3] — даже если стану считать их, все равно не смогу знать, сколько их, так как каждый из них равен нескольким тысячам, как одна банкнота равна большой сумме. И потому их невозможно сосчитать, так как они многочисленнее, чем песок на берегу. (Видимо, имеется в виду, что как песок не считают по песчинке — одна, вторая, третья и т.д., а берут пригоршню — таких пригоршней очень много, и в каждой пригоршне содержится количество песка, которое человек не может сосчитать — прим.)

«И говорил Б-г Моше в пустыне Синай…»[4].

Написано в Мидраше[5]: Это то, что сказано: «… был ли Я пустыней для Израиля, или страной мрака?!»[6]Всевышний сказал это в ответ на претензию народа Израиля к Моше: «Зачем ты вывел нас из Египта, умертвить в пустыне?!»[7]Был ли Я пустыней для Израиля?! — разве человек, который попадает в пустыню, находит там воду и пропитание? Разве находит там покой? А вы были рабами в Египте, и вывел Я вас оттуда, и вел Я вас как царей, как сказано: «И повел Б-г народ»[8]. И еще Я назначил вам трех наставников: Моше, Аарона и Мирьям. В заслугу Моше вы ели ман, в заслугу Аарона вас окружали облака Славы, а в заслугу Мирьям — колодец с водой». И продолжает Мидраш: Отчего же сказал народ Мой: «Мы отдалились (радну) от Тебя, и не придем к Тебе боле»[9].

На языке мудрецов Мишны[10] слово радну происходит от слова родэ — вынимает горячий хлеб из печи. Сказал народ Израиля: «Разве хлеб, который пропекся, и пришло время доставать его из печи, может снова прилипнуть к стенке печи? И мы были как в печи, как сказано: “.и очаг Его в Иерусалиме”[11]. И теперь Ты отправил нас в изгнание в Вавилон. Что же Ты еще от нас просишь сейчас?!»

Эти слова Мидраша требуют разъяснения. Но сначала приведем то, что сказал Моше Итро: «Отправляемся мы в то место, о котором сказал Б-г: “Его отдам вам”. Иди же с нами, и сделаем мы тебе добро»[12]. Следует обратить внимание на слова: «Его отдам вам», которые заостряют внимание на чем-то конкретном, особом.


[1] Йома 22б

[2] Ошеа 2:1

[3] Теилим 139:17-18

[4] Бемидбар 1:1

[5] Мидраш Бемидбар Раба 1:2

[6] Ирмеяу 2:31

[7] Бемидбар 21:5

[8] Шмот 13:18

[9] Ирмеяу 2:31

[10] Трумот глава 10, мишна 3

[11] Йешаяу 31:9

[12] Бемидбар 10:29

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?