Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Золотой телец, Ки тиса, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И говорил Б-г Моше: Иди, спускайся, ведь согрешил народ твой…»[1].
Написано в Мидраше[2]: «Иди, спускайся, ведь нужно их приструнить». Кажется странным, почему здесь слово рэд — «спускайся» — истолковывается как мардут — «приструнение». (Слово рэд — «спускайся», кажется здесь лишним, ведь уже сказано «иди». Мудрецы дают этому слову другое, сходное по звучанию толкование — прим.)
Можно разъяснить это при помощи притчи.
Притча.
Когда человек хочет нанять учителя Торы своему сыну, сначала он должен хорошо узнать характер ребенка и его потребности. Если он усидчив и любит Тору, то отец наймет ему очень эрудированного в Торе учителя, способного учиться с ребенком много часов. Но если ребенок любит шалить и гулять по улицам, то отец будет искать ему сильного и строгого учителя, способного держать ребенка в руках, и при надобности наказывать его. Но такого учителя (который является знатоком Торы, и при этом достаточно жесток, чтобы при необходимости приструнить) трудно найти, ведь если он мудрец Торы, то о таком сказано: «Спокойные слова мудрецов услышаны будут»[3]. Такой человек зачастую не способен проявлять гнев. А физически сильный и жесткий человек, как правило, не является большим знатоком Торы. Поэтому для шалуна отцу приходится выбирать меньшее из двух зол — учителя менее знающего Тору, но зато способного установить дисциплину и заставить ребенка учиться.
Смысл этой притчи понятен. Народ Израиля поднялся на высочайшую духовную ступень, когда он стоял у горы Синай и сказали: «Все, что сказал Б-г, будем выполнять и будем слушать»[4]. Тогда они сильно желали изучать Тору. Когда надо было выбрать подходящего народу учителя, Всевышний нашел, что Моше, да будет благословенна память о нем, является самым подходящим для них. Мудрецы так образно выразились об этом: «Придет добрый (добрый — тов — одно из имен Моше — прим.) и получит добро от Источника добра, и передаст добру», то есть, подходит праведному Моше обучать таких добродетельных и важных учеников, которые любят Всевышнего и Тору, и с которыми нужно только сидеть и обучать их. Но потом, когда они последовали за ложью и сделали себе золотого тельца, Всевышний сказал Моше: «Спускайся» — теперь ты уже не считаешься учителем, ведь теперь им нужен другой тип учителя, который будет с ними строг. Ты теперь им не подходишь.
[1] Шмот 32:7
[2] Мидраш Шмот Раба 42:5
[3] Коэлет 9:17
[4] Шмот 24:7
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?