Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если бы не были разбиты первые скрижали, — Тора не забывалась бы в Израиле

«И две каменные скрижали принес в своей руке, и написано в них соблюдение субботы» (субботняя молитва). Мы хотим понять смысл этого отрывка, что нового сказано нам в том, что Моше принес с горы Синай скрижали с надписью о субботе.

На их сердце напишу Я их

«Дал я Мои учения в среде их, и над их сердцем запишу их» (Ирмеяу 31:33). «Имеется в виду, что Тора в нашем сердце — дар, и она легко забывается… но в мозгу, который над сердцем, запечетлена навеки» (р.М.Азария из Пано).

Разум (мозг) чист от всякой материальности — это чистая и святая бессмертная душа, это Хохма (мудрость), которая снисходит от Дающего. Но конечный смысл Бины (понимания) — это присоединение Хохмы к получателю в соответствии с возможностями его понимания: «Бина — понимает вещи из своего сердца из уже изученного». «Понимает из своего сердца» — это подсоединение системы сердца, человека в человеке, к его душе, к постижению разумом. Усвоение знания сердцем есть цель процесса Бина (понимания). Здесь, в этом месте, может проникнуть забвение, поскольку человек есть соединение души и тела, и когда есть начало связи с телом, есть опасность забывания. Здесь пребывают херувы и пылание меча.

«И в этом тайна тфилин на сердце и на мозге, ибо, когда мы потеряли собственное совершенство, стало необходимым нечто подобное снаружи: посредством нечистоты Змея мы потеряли Тору, которая есть собственное совершенство, заложенное внутри сердца человека, и стало необходимым совершенство снаружи на месте сердца и мозга — это тфилин». Записанное на коже служит для памяти, но если бы не забвение, спустившееся на человека вследствие греха, мы не нуждались бы во внешнем напоминании.

Возможность исправления данного вопроса в стоянии у Синая

«Израиль, когда стояли у горы Синай, — прекратилась их нечистота, и было бы правильно, чтобы Тора была записана на скрижалях их сердец, как вначале. Но поскольку нечистота всего мира не прекратилась, стали необходимы каменные скрижали». Если бы все человечество пришло к полной связи разума и сердца (Хохмы и Бины), и нечистота полностью покинула тела, тогда аннулировалось бы забвение, поскольку тогда отменяется и приговор о смертности. А всякое забвение связано со смертью, и не было бы необходимости в письме на скрижалях.

«Если бы не были разбиты первые скрижали, — Тора не забывалась бы в Израиле» (Эрувин 54). «Ибо тогда все было бы как прежде, до того, как Змей внес нечистоту».

Суббота есть исправление этих аспектов

Мудрецы учили, что в субботу существует неразрывная связь между разумом и сердцем. В субботу, «день душ, а не тел», происходит примирение между всеми частями структуры человека. «Храни» и «помни», сказанное одним речением, это единство Хохмы и Бины, разума и сердца. Здесь заложена еще одна причина того, что в субботу не налагают тфилин. Ведь смысл их наложения в том, чтобы смягчить каменное сердце, соединить разум с сердцем, — снаружи — после того, как грех повлек забвение сердца и его отрыв от разума-мозга внутри. В субботу нет нужды накладывать тфилин, поскольку ее основа: «Помни — место, где нет забвения и не существует там забвения». Суббота стоит в тайне «храни» (сердце) и «помни» (мозг), сказанные в одном речении (в этом их единство).

Скрижали в тайне «помни» и «храни»

«Помни» и «храни» сказаны в одном речении. Ибо «помни» есть качество милосердия, а «храни» — качество суда… и поэтому было две скрижали, содержащие по пять речений каждая. Одна скрижаль соответствует качеству милосердия, а вторая, с пятью запретами («не убивай»), — качеству суда. Моше, удостоившийся особого имени, качества Тиферет, слышал «помни», а весь Израиль — «храни» (рабейну Бехайе).

Две скрижали, единство милосердия и суда — категорий «помни» и «храни», есть совершенство великолепия (Тиферет) мироздания. Это единство неба и земли, и суббота объединяет сотворение земли и неба в раскрытие великолепия Всевышнего — Торы.

Известно, что в скрижалях содержалась вся Тора со всеми ее толкованиями и подробностями. Поэтому в скрижалях заключалось все мироздание, — ведь Тора — корень мироздания. Такова же и категория субботы относительно времени: «Суббота есть общность Торы, и все тайны Торы зависят от нее. И соблюдение субботы есть соблюдение всей Торы» (Зоар). И так суббота — душа мироздания — включает в себя все будние дни. Она принимает их приготовление к ней, и она возвращает их к своим корням. Это срединная точка, святой чертог — из нее они черпают всю свою жизненную силу и влияние.

Данное качество, заключенное в каменных скрижалях, объемлет все мироздание, это категория Малхут, объемлющая всю реальность. Ведь такова суть управления Малхут (Царство): объединение всего существующего, до самого нижнего из них, для цели раскрытия славы Царство Всевышнего. В этом цель смысла субботы, и в этом суть скрижалей, «высеченных из основания Трона Славы».

Слава Небес поднимается именно из нижних миров. Чем ниже некая категория, тем больше слава Небес, поднимающаяся от нее. Раскрытие славы, которая поднимается к Всевышнему, зависит от служения человека, нижная душа и тело которого относятся к нижнему миру. «Сказал ему (Всевышний Моше): Ухватись за Мой Трон Славы и ответь им (ангелам, которые выступали против дарования Торы человеку)». «Что написано в ней? Помни день субботний, чтобы освящать его… Разве вы делаете работу, что должны отдыхать?» (Шабат 89). Слава субботы поднимается именно от погруженного в материальность человека, который прекращает работу в субботний день. В этом суть дарования Торы через буквы, высеченные на скрижалях, так как буквы есть категория действия. Дарование Торы в своей конечной точке заключается не в речи, которая является духовным понятием, связанной с разумом, но в письме на скрижалях: буквы на них есть связь между духовным словом Бога и материальным миром действия. Окончание Откровения — это «две каменные скрижали принес в своей руке». Рука получающих держит скрижали, письмена. Это конечный пункт речи Десятисловия, как написано: «Видели огненные речения, исходящие от Всемогущего и вырубаемые на скрижалях».

В книге Пахад Ицхак приводится еще одна мысль: дарование Торы на скрижалях, в которых записано соблюдение субботы, указывает на цель принятия субботы: на Грядущую субботу, воскрешение мертвых. В силе слов Торы, записанных на неживой природе — камне — оживить этот нижний аспект, сделать его частью слов Торы. Это достоинство «росы Торы», росы воскрешения в Грядущем — и в этом ультимативное качество субботы. И все едино.

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?