Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота в начале субботы — это страх, и пребывает в ней богобоязненность

Благословение света

«Правильно будет истолковать, что благословил субботу чем-то новым, что было в этот день, и это благословение света, ибо день и ночь седьмого дня равны в этом свете» (рабейну Бехайе). «Хотел Всевышний после греха Адама спрятать этот свет, но воздал честь субботе. Об этом и сказано: “И благословил Бог день седьмой, и освятил его”» (Берешит раба).

Грядущая суббота — это день, о котором сказано: «И будет свет луны как свет солнца, а свет солнца — как семижды свет семи дней» (Йешая 30). Это тот день, когда свет будет светить один, без тьмы. «И Собрание Израиля вновь приобщится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем… И потому радуются и танцуют, благословляя новый месяц, подобно свадебному веселью» (Рама, Орах Хаим).

Суббота есть день раскрытия Царства Всевышнего — «полнолуние». Это находит свое выражение в субботних жертвоприношениях. «В дополнительных субботних жертвах нет жертвы за грех (хатат), как во всех других дополнительных жертвах (мусаф), поскольку Собрание Израиля — Его супруга, и всё — в мире, и разумеющий поймет» (Рамбан).

***

«Суббота в начале субботы — это страх, и пребывает в ней богобоязненность» (Зоар). Это совершенное исправление качества страха. Но более того: суббота объединяет в своей сути качества любви и страха в совершенном качестве «страха вознесенности» (йират аромемут). «Чтобы ты научился бояться Господа, Бога своего — это субботы и праздники» (Йевамот 93). Это и есть исправление ущерба луны качеством страха. «И взойдет для вас, боящиеся Имени Моего, солнце справедливости и излечения». «…боящиеся Моего Имени — хранящие субботу» (Таанит 8). Данная тема будет подробно обсуждаться в четвертой главе эссе «Помни и храни».

***

«Света были преуменьшены и разделены. Свет луны символизирует Устную Тору, принимающую от света солнца — Письменной Торы. Посредством святости субботы они становятся включенными одна в другую, как это будет в Грядущем, как написано: “И будет свет луны как свет солнца, а свет солнца — как семижды свет семи дней, как это было до греха”» (раби Цадок аКоэн).

Раскаяние дней

«Встретил Адам Каина и спросил у него: Что случилось с судом над тобой? Сказал ему: Я раскаялся и примирился. Стал Адам бить себя по лицу и сказал: Такова сила раскаяния, а я и не знал?! Сразу же встал Адам и сказал: Песнопение, песнь на день субботний». Суббота открыла Адаму врата в мир раскаяния. Этот день — корень раскаяния, и он дал человеку замечательное открытие, что есть возможность раскаяться, исправить прошлое и возвыситься до предыдущего состояния. Суббота есть тайна «частного владения», в котором заложена возможность вновь соединиться со своим корнем — категорией нешамы, которая расстанется с ним, когда он выйдет в «общее владение», будние дни.

«И в день вашей радости — это субботы» (Сифри)

«…И субботний день хранил его от всякого зла и утешал его от всех мыслей его сердца, как сказано: “При многих мыслях внутри меня твои утешения забавляли мою душу” (Пиркей дераби Элиэзер).

Когда человек подключается к своей дополнительной душе, грусть и пустая игра воображения уходят от него, и свет души радостно освещает его жизнь. “Если он грустен в будний день, будет радостен в субботу”. “Этот день субботы — радость наверху и внизу, радость всех радостей, радость, в которой всякая вера находится” (Зоар).

***

Основа радости — совершенство. Как же может существовать радость в мире, сотворенном с недостатком, в человеке, сотворенном несовершенным? Даже праведник, стремящийся достичь совершенства — как достигнет уровня радости в этом несовершенном мире? Мудрецы раскрыли нам тайну этого: “Счастлив тот, кто радуется своей доле”. Человек, действительно, живет в отрезке реальности, которая неполна ни в каком аспекте, но совершенство заключается в том, чтобы находить в этом отрезке всё. Как сказал праотец Яаков: “Есть у меня всё” — всё, что мне необходимо. Таково качество праведника, который умеет ценить собственную сущность во всех ее аспектах, все инструменты, данные ему для служения, видить в них совершенный и полный мир — “радоваться своей доле”. Он не глазеет на то, чего у него нет, не ищет области служения больше, чем ему заповедано, в своей скромности он находит удовлетворение и самовыражение в той части служения, что на него возложена.

У такого праведника, качество “всё” (Малхут) находится в совершенстве. Восприятие “общего и частного” не создает в нем внутреннего напряжения и противоречия. В своей скромности он находит удовлетворение в исполнении своей функции как индивидуум внутри общества. При этом он не теряет своей индивидуальности, и в чудной гармонии выполняет свою миссию в мире как индивидуум (“для меня сотворен мир”) и принимает ответственное и деятельное участие в “царстве священников и народе святом”.

Тот, кто радуется своей доле, не находит противоречия между “не на тебе лежит обязанность завершить работу” и “ты не свободен отлынивать от нее”. “Вот что увидел я благого: хорошо есть и пить, и узреть добро в трудах своих тому, кто трудится под солнцем в считанные дни своей жизни, что дал ему Б-г. Ибо это доля его… и брать свою долю, и радоваться трудам своим” (Коэлет 5:17).

“В корне греха стоит удар по качеству “всё”: человек обращает внимание на множественность и тем самым впустую теряет свое “есть”. Задача праведника — включить в свой мир все мироздание, чтобы сделать его инструментом для служения Всевышнему, и тем самым воцарить над ним Творца. Погоня за множественностью ради наполнения и развертывания своего “Я” разрушает раскрытие Царства Творца. “В час, когда сотворил Всевышний Адама, взял его, провел перед всеми деревьями Сада и сказал ему: Посмотри на Мои деяния! Как они прекрасны! И все, что Я сотворил, сотворил для тебя! Обрати внимание, чтобы не испортить и не разрушить Мой мир!” (Коэлетраба).

Когда человек нарушил качество праведника, качество “всё”, он был наказан и отдален от Сада Эдена: “За то, что ты не служил Господу, Богу своему, в радости и добрым сердцем от множества всего” (Дварим 28:47).

Суббота возвращает человека в наполненный и совершенный мир, в котором есть всё: “Шесть дней трудись и делай всю работу твою, а день седьмой — суббота для Господа, Бога твоего”. А разве возможно для человека сделать всю свою работу за шесть дней? Но покойся, как будто все твои дела уже сделаны” (Мехильта).

Такова категория субботы: как будто все твои дела уже сделаны! Мир наполнен: “Есть у меня всё!” И когда удостаивается человек полной радости во всем, он становится обитателем Грядущего мира. Это и есть реальность внутреннего содержания субботы: “…радуйся своей доле… тогда будет пребывать на тебе дух Шехины, и сияние ее славы, и жизнь Грядущего мира” (Письмо Рамбана).

“…И в день радости вашей — это субботы” (Сифри).

***

Зажигание свечи

“Адам был свечой мира, как сказано: “Свеча Бога — душа человека”, и принесла ему Хава смерть. Потому передали заповедь свечи женщине”» (Йерушалми, Шабат). «Потому дал Всевышний эти заповеди женщине, чтобы восполнить недостаток женщины, ибо зажигание свечи есть исправление разума человека. Ведь известно, что разум подобен свече, светящей в человеке, и когда женщина исполняет Божественную заповедь зажигания свечей в субботу, это является исправлением разума» (Маараль).

Зажигание свечи, привлечение дополнительного света Хохмы, это приобщение к дополнительной субботней душе. В нем есть аспект исправления греха Древа Познания, которое привело к смерти человека. Исправление свечения Хохмы, которое отошло от человека после греха, когда он оторвался от уровня высшей души (нешамы): «И потому подобает женщине молиться Всевышнему в час зажигания субботней свечи — возложенной на нее заповеди, — чтобы Он дал ей сыновей — светочей Торы, ибо молитва лучше слышна в момент исполнения заповеди. И в заслугу субботней свечи, которая есть свет, удостоится сыновей — знатоков Торы, называемой “свет”, как сказано: “Ибо свеча — заповедь, а Тора — свет”…» (Рабейну Бехайе). В ее молитве о душах сыновей — мудрецов Торы, приобщенных к ней, есть исправление отделения человека от приобщенности к Древу Жизни.

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?