Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Суббота, Душа, Изучение Торы, Проклятие, Самосовершенствование, Рав Эуд Авицедек, Адам
«На исходе субботы было отобрано у него сияние его лика, и изгнал его из сада Эдена. Об этом и написано: “Изменяет лик свой — и Ты отослал его” (Берешит раба).
“Изменяет лик свой” — это человек, согрешивший грехом изменения-вторичности, изменил свой лик (панав) — свое обращение (пниято), которое должно было быть обращено к Творцу, чтобы идеально исполнять Его поручение.
“И ты отослал его” — ибо материальный мир подобен пустыне, и человек изгнан в него из места своего душевного покоя… Повлекшись за тьмой по совету своего злого начала, забыл субботний день, день, который весь — суббота, то есть мир душ, где должен был пребывать». Человек изгнан из категории субботы (дня душ) в реальность будних дней, были прокляты грешники и было проклято мироздание с ними — земля и светила, породители его грехов. Тридцать девять проклятий, вся суть которых — отрыв земли от источника и изобилия благословения свыше. В мир пришла смерть — «из-за зла был прибран праведник». Земля была побита колючкой и сорняком, и человеку было приказано заниматься работой отбора зла — это служение будних дней в Древе Познания добра и зла. Служение отбора зла: из самого себя, и из всего мироздания.
Так это и в самой Торе:
«Подобно тому, как в материальном зерне есть солома, мякина, отруби, и необходимо произвести несколько работ, чтобы сделать хлеб, так и в Торе, о которой сказано: “Идите, ешьте хлеб Мой”. В этом заключается весь труд над Торой — вывести ясный закон. Об этом сказано: “Колючку и репей взрастит она тебе, и будешь есть траву полевую, в поте лица своего будешь есть хлеб”» (Виленский Гаон). «Об этом сказано, что из глаз Адама потекли слезы: “Я и осел будем есть из одних яслей?!” Имеется в виду, что он скорбил об уменьшении возможности познания Торы».
«Изучающий Тору во имя ее самой подобен тому, кто ест чистый хлеб досыта. Так он посредством изучения во имя ее самой удостаивается постичь истинность Торы и она остается с ним… Тот же, кто изучает Тору не во имя ее самой, подобен тому, кто ест солому и мякину, и к тому же не досыта» (Виленский Гаон). Мы уже объяснили, что в грехе познания зло смешалось с добром, и нет чистого действия без отбора. А ведь цель служения по отбору — достичь уровня «во имя ее самой».
Светила постигло затмение, луна отделилась от своего максимального соединения с солнцем, и свет ее потускнел, мир Адама погрузился во тьму, и нечто подобное произошло с Торой — это разделение между Устной и Письменной Торой, произошедшее вследствие греха: «Тора есть Древо Жизни внутри сада, в центральной точке, откуда питаются все деревья сада, а Древо Познания добра и зла, по-видимому, находится рядом с ним, тоже в центре, и все деревья питаются и от него тоже, ибо на самом деле все одно. И если бы не согрешил Адам, оно тоже превратилось бы в Древо Жизни, ибо зло тогда было бы полностью уничтожено в мире. Вследствие же греха Древо Жизни, Тора, также приобрела аспекты Древа Познания добра и зла: кошерное и непригодное, нечистое и чистое и т.д. И мне кажется, что это также соответствует Письменной и Устной Торе: если бы Адам не согрешил, все было бы в письменном виде, рукой Божьей, и не нужна была бы Устная Тора» (раби Цадок аКоэн).
«Категория нешама (высшей души) — это само дыхание (нешима), внутренняя суть которого спрятана и скрыта, а источник его — как бы внутри дыхания уст Всевышнего. Ведь сама сущность высшей души не входит совершенно внутрь тела человека, а Адам до греха удостоился ее сущности. Однако вследствие греха она ушла от него и теперь только покрывает его сверху» (Нефеш аХаим).
Приобщенность к миру душ — это приобщенность к вечной жизни. Вследствие греха, когда высшая душа отошла от человека, в мир спустился приговор о смерти: «Категория корня души — это душа души, упоминаемая в Зоаре. Она называется хая, и Адам постигал ее и категорию йехида, включаемую в нее… и потому Адам мог жить вечно, ибо “мудрость дает жизнь ее обладателям”. И потому она называется хая (живая). В этом смысл слов Писания: “И произвела земля душу живую”. Но из-за греха она отошла от него» (Нефеш аХаим).
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?