Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей

«Злодей Турнусруфус спросил раби Акиву: Чем отличается этот день от других? Сказал ему: Чем отличается этот муж от других? Сказал ему: Что я сказал тебе, и что ты сказал мне? Сказал ему: Ты мне сказал: чем отличается этот день от других? Какая разница между субботой и другими днями? А я тебе сказал: Чем отличается этот муж от других? Какая разница между Турнусруфусом и другими мужчинами? Сказал ему: Разница в том, что царь пожелал воздать мне почет. Сказал ему: Ей (субботе) — Всевышний тоже пожелал воздать почет» (Берешит раба 11).

Ответ раби Акивы на вопрос Турнусруфуса выглядит странным. Разве в этом смысл великого достоинства субботы, «что Всевышний пожелал воздать ей почет»? Но в подтексте вопроса того злодея — даже если он не имел этого в виду — заложено удивление: в чем возвышенность этого дня, который был последним в процессе творения, и не было сотворено в нем ничего нового? Почему этот день, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что дают и воздействуют на него, выше других дней? Ответ раби Акивы, записанный на все будущие поколения, учит нас следующему: Подобно тому, как не можем мы постичь глубину воли Всевышнего создать низменный материальный мир действия, так не можем мы постичь достоинство этого дня. Мы только знаем, что желание Всевышнего в мире — чтобы Его присутствие было в нижнем мире, чтобы Его слава поднялась именно из нижнего мира, который выглядит самым низменным из всех. Для этого Он эманировал, сотворил, создал и сделал все миры.

Так и суббота, «которой Всевышний пожелал воздать почет», и потому она возвышается надо всем во главе.

«И, кроме того, что запрещено нам осквернять святость, которая излучается (в Творение) в этот день, как мы упомянули, нам еще заповедано почитать эту святость через “субботнее наслаждение” (онег шабат), почитание Шабата при его наступлении посредством Кидуша и при уходе посредством Авдалы и других элементов, опирающихся на следующий общий принцип: удержать нас на уровне, соответствующем получаемой в этот день святости, и почитать этот великий дар Благословенного. Ибо суть этой святости в великой близости к Всевышнему и в большом приобщении к Нему» (Рамхаль, Путь Творца 4:7).

Выяснилось, что суть почитания — слияние и смешение отношения близости — любви, и отстранения — страха в одно совершенное отношения уважения. Это должно проявляться и в разуме, и в эмоциях. Таково правильное отношение к субботе — по уровню получаемой в этот день святости и великой близости к Всевышнему.

Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей. Они отсчитывают дни до нее и готовят к субботе все, что могут. Они принимают на себя святость субботы еще засветло, отстраняясь от материальных работ и освящаясь ее святостью. Со страстным желанием, песнями и гимнами, они выходят навстречу субботе.

Но когда она спускается с вышних высей, чтобы распростереть свои крылья над всем мирозданием, их охватывает страх, и стыд покрывает их лица — а вдруг недостойны они ее?! Так из возвышенного страха они еще до наступления ночи стараются исправить свои деяния и вернуться к Творцу.

Слава Царю Царей приходит только от служения человека. Так и почитание субботы приходит от человека. О нем сказано: «Всё положил Ты ему под ноги ему». Он властвует над всеми сокровищами мироздания и своей мудростью развивает его для своих нужд; он строит в будние дни свой дом, свой бизнес и другие свои дела. В этот же день он отстраняется от всех будничных работ, рвет связь со всякой материальной реализацией своей воли и стремления. Он оставляет все свои дела, в каком бы состоянии они ни находились, несмотря на опасение убытка и ущерба. Он принимает на себя власть Всевышнего и посвящает все свое бытие свидетельству о царствовании Творца в мироздании.

Вот как великие мужи Израиля жертвовали собственным достоинством ради почитания субботы: «…Даже если он — важный человек, и обычно не покупает на рынке и не принимает участия в домашних делах, он должен делать какие-то действия для приготовления к субботе собственноручно. Так поступали мудрецы древности: кто-то колол дрова, чтобы варить на них на субботу, кто-то жарил мясо или скручивал фитили для свечей, а кто-то шел за покупками для субботы… И каждый, кто умножает подобные дела, достоин похвалы!» (Шней Лухот аБрит).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?