Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не раз евреи совершали в пустыне прегрешения против Б-га. Четырежды Моше был вынужден молить Творца сдержать свой гнев против еврейского народа, когда тот стоял на грани гибели из-за грехов, совершенных в пустыне. Первым из них было поклонение золотому тельцу (Шмот, глава «Ки тиса»), вторым — жалобы на отсутствие мяса (Бемидбар, глава «Беаалотха»), третьим — ложный отзыв разведчиков об Эрец-Исраэль и малодушный отказ народа идти в Обетованную Землю (предыдущая глава, «Шлах»). Четвертое прегрешение, едва не погубившее еврейский народ, — мятеж Кораха. За пределами Израиля на этой неделе будут читать главу Шлах.

Афтара к недельной главе «Корах» повествует о том, как пророк Шмуэль помазал Шауля на царство. Как правило, афтара должна быть связана с самой недельной главой. В конкретном случае связь прослеживается напрямую: Шмуэль являлся потомком сыновей Кораха, которые, как написано в главе «Пинхас», не умерли во время кары, которой предал Всевышний самого Кораха и его последователей. Сыновья Кораха раскаялись, и Б-г их спас.

Шмуэль был праведным судьей и великим пророком. На протяжении всего года он переезжал с места на место для того, чтобы судить и восстанавливать справедливость. С собой Шмуэль брал минимум необходимого — чайник, кастрюлю и стул, чтобы не обременять просьбами других. Сказано, что дом пророка был в Раме, но на практике Шмуэль практически постоянно находился в пути.

Влияние Шмуэля было огромно. Он повел народ за Б-гом, улучшил духовный облик сыновей Израиля и убрал идолов. Всевышний посылал ему удачу в сражениях. Но годы берут своё — Шмуэль состарился, его сыновья, к сожалению, не пошли по его праведному пути. Народ требовал нового лидера.

«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Шмуэлю в Раму. И сказали ему: „Вот ты состарился… поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как [принято] у всех народов“» (Шмуэль I 8:4–5). Пожилой судья воспринял просьбу евреев отрицательно: «И не понравилось слово это Шмуэлю, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судить нас. И молился Шмуэль Г-споду. И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними». (Шмуэль I 8:6–7).

Возникают два вопроса. Заповедь назначить царя приведена в Торе. Почему же пророк Шмуэль воспринял аналогичную, казалось бы, легитимную просьбу «в штыки»? Более того, если просьба, изложенная евреями, действительно плоха, почему Б-г требует: «Послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе»?

Комментатор Мальбим дает следующий ответ. Действительно, Тора прямым текстом упоминает заповедь о назначении царя. Но когда именно это надо сделать? В ту эпоху народом руководил пророк, дар которого распространялся и на других людей: у Шмуэля была школа пророков, а в самой Книге Шмуэля приводится следующая история. Царь Шауль, который преследовал Давида, направил солдат в Раму, чтобы они привели его. Но солдаты не выполнили приказ — под влиянием Шмуэля они стали пророчествовать. Шауль трижды посылал солдат в Раму, и трижды эта ситуация повторялась. Наконец, царь самостоятельно отправился за Давидом… и тоже подпал под влияние пророка, став пророком и сам.

Итак, духовный потенциал Шмуэля был огромен. Нам неизвестно, был ли он крупным полководцем. Каким же образом ему доставались победы? Шмуэль влиял на еврейский народ, отводил от идолопоклонства и собирал на молитвы Б-гу. Из-за святости Шмуэля и из-за заслуг евреев Б-г услышал их молитвы и послал победы. Стоило ли менять такого лидера на царя, даже достойного?!

В отличие от пророка, царь кака правидл ведет народ естественным путем. Менять путь пророка, основанный на близости к Б-гу, на естественный путь не стоит. Именно это и имеет в виду Творец, говоря: «…не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними». Евреи отвергли не Шмуэля, а Самого Всевышнего, предпочтя естественный путь управления.

Но почему же Б-г их послушался и удовлетворил соответствующую просьбу? Есть правило: «Человека ведут тем путем, которым он хочет идти» (Талмуд, трактат «Макот» 10б). Если еврейский народ предпочел царя и обычный, приземленный стиль правления, значит, быть тому. Есть различные варианты близости человека к Творцу, но выбирает их сам человек.

Шауль помазан на царство. Шмуэль обращается к народу Израиля: «Если станете бояться Г-спода и служить Ему… то будете и вы, и царь… за Г-сподом, Б-гом вашим. А если не будете слушать голоса Г-спода… то будет рука Г-спода против вас и против ваших отцов. А теперь встаньте и посмотрите на великое дело, которое Г-сподь совершит перед вашими глазами. Ведь нынче жатва пшеницы, а я воззову к Г-споду, и Он пошлет гром и дождь, и вы узнаете и увидите, что большое зло вы сделали в глазах Г-спода< strong>, испросив себе царя». Шмуэль попросил Всевышнего, «и Г-сподь послал гром и дождь в тот день…» (Шмуэль I 12:14–18).

Пророк неслучайно упоминает гром и дождь. Ведь дождь сам по себе является хорошей вещью. Но не во время жатвы, когда влага может испортить урожай! Шмуэль намекает: заповедь назначить царя сама по себе хороша, но была выпрошена не тогда, когда этого требовалось.

Еврейский народ самостоятельно выбирает, каким путем его будет вести Творец, и какая степень близости будет характеризовать отношения с Небесами. Выбор — за нами.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?