Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Акт молитвы — это жизненное переживание. Это переход в другую реальность, иную действительность жизни.

Если нет осознания — откуда молитва?

Мы возвращаемся к вопросу, заданному в начале данного эссе: почему всякого, у кого нет осознания, нельзя жалеть? И почему он лишен молитвы?

Тому, кто обладает способностью самостоятельного понимания, после всего, что было разъяснено в нашей книге о сущности молитвы, и в данном эссе — о достоинстве и ценности осознания, не нужно пространно отвечать на этот вопрос. Соотношение между осознанием и молитвой понятно. Человек, который из-за низменности и низкопробности своего духовного уровня исключил себя из понятия осознания, отдален от сути молитвы и отринут от пробуждения качества милосердия. Понятно, что мы говорим не только об отношении к персоне; сам акт молитвы требует концентрации: «Тот, кто не может сосредоточиться — пусть не молится».

Тем не менее, мы не преминем указать на точки соотношения между осознанием и всеми вопросами, освещенными в данной книге относительно сущности молитвы.

Вначале необходимо пояснить следующее. Молитва занимает особое место среди остальных заповедей, ввиду необычного характера ее исполнения. Это следует из самой ее сущности.

Акт молитвы — это жизненное переживание. Это переход в другую реальность, иную действительность жизни. Молитва сотрясает основы существования молящегося, и производит в нем изменения. Она пробуждает в нем дремлющие чувства и ощущения и взращивает в нем семена веры и упования. Молитва возвышает его, заставляет подняться над жизнью во времени, над материальной действительностью, и перемещает его в переживания внутреннего мира чистой души. Она отделяет его от материальных приобретений, нейтрализует уверенность в собственных силах и ставит его в положение недостающего, ничего не имеющего от себя, во всем зависящего от Творца. Она пробуждает в нем стремление к приобщению к высшим сферам, заставляет душу пылать желанием самопожертвования. Сила молитвы воздействует на всю структуру человека.

Еще один вопрос, который необходимо проанализировать: характер заповеди молитвы. «Мужи Великого Собрания установили для Израиля благословения и молитвы, освящение (кидуш) и разделение (авдала)» (Брахот 33). Как по мнению Рамбана, что здесь имеется в виду сама обязанность молитвы, так и по мнению Рамбама, что здесь идет речь о конкретном тексте молитвы и деталях ее законов, бросается в глаза тот факт, что большая часть молитв и благословений — это постановления мудрецов, которые «знали истину духом святости внутри себя». Это служит еще одним свидетельством сущностной связи между молитвой и качеством даат.

После такого предисловия легко понять, как даат соотносится с молитвой.

Даат — воля и страстное желание

В основе молитвы лежит воля, страстное желание человека прилепиться к Творцу. Эта жажда души есть стремление нижних миров быть близкими к своему Создателю. Просьба о близости Творца прорывается из всех отдаленных мест, в которых находится молящийся в разные отрезки своей жизни. Мощь этой страсти разрывает завесы природы и управления сокрытия Лица. Чистота желания человека возвыситься, возвысить все свои стремления и мысли и приблизить их к воле Творца. Преумножение упрашивания и стараний в молитве, глубина истечения души и проливания слез выражает плач «нижних вод».

Это желание окружает всю структуру человека. Жажда познания и молитва о знании Его путей — это близость к Творцу. Любовь, выражающаяся в своем пределе в наслаждении близостью Б-га в словах молитвы. Это наслаждение смешивается с возвышенным трепетом и предельной покорностью перед Царем.

Наибольшее выражение эта воля, «осознание святых», находит в самоотречении перед волей Творца, в самопожертвовании в этом жертвенном служении, в желании человека объединиться со своим корнем, волей Создателя. Все это содержится в мощи жизненной силы воли, которая является корнем сущности и основным свойством человеческой реальности.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?