Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, 39 мелахот, Запреты в Субботу
27. Суть этой млахи — в удалении несъедобных и нежелательных элементов из еды; или в удалении из нужных предметов того, что в настоящий момент не нужно.
Поэтому запрещено в субботу распределять что-либо по сортам, например: разбирать столовый прибор, раскладывая по отдельности ложки, вилки и ножи.
28. Можно разделять смешанные продукты или предметы только при исполнении следующих трех условий:
а) следует извлекать то, что нужно в данный момент; обратное действие, то есть извлечение ненужного с тем, чтобы осталось то, в чем есть надобность, запрещено.
Например, нельзя вынимать кости из мяса, рыбы, косточки из фруктов. Следует же извлечь желаемую еду таким образом, чтобы кости или шелуха остались в тарелке. Нельзя также вынуть из перемешанной или уложенной вместе одежды то, в чем в данный момент нет необходимости;
б) выбирать следует только рукой, а не с помощью каких-либо предметов, специально предназначенных для разделения, как сито и т.п. Ложки и вилки во время еды не входят в их число;
в) выбирать можно только с целью использовать выбранное вскоре, например, непосредственно перед едой или перед тем, как надеть одежду. Нельзя выбирать с тем, чтобы использовать выбранное некоторое время спустя.
29. Нельзя класть в воду загрязненные продукты (фрукты, овощи) с тем, чтобы грязь осела или всплыла наверх.
Если в напиток упало какое-либо насекомое, можно вынуть его только вместе с некоторым количеством этого напитка и выбросить их вместе.
30. Нельзя пропускать напиток через сито и т.п. с целью очистить его. Однако, можно медленно переливать его из одного сосуда в другой, даже если осадок остается в первом сосуде. Следует сразу прекратить переливание, как только струя переходит в капли, так как они выцеживаются из собравшегося на дне осадка, а это уже считается запрещенной млахой «выбирать».
31. Нельзя чистить фрукты и овощи, если собираются есть их лишь через некоторое время, но разрешено чистить их непосредственно перед едой.
На протяжении субботы много раз сталкиваются с этой млахой «борер» — «выбирать»: за едой, во время распределения кухонной посуды, одежды, детских игрушек. Следует хорошо изучить законы, связанные с этим запрещением (см. также выше закон 5, пункты 6-8, млахот: מרקד, בורר, זורה).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?