Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Египетское изгнание — это подготовка к дарованию Торы. «Порядок, который Б-г установил в мире: сначала тьма, а потом свет».

Сокрытие слова Всевышнего в мире, управляемом Десятью речениями Творения

До раскрытия Десятисловия, в которых Всевышний напрямую «лицом к лицу» обратился к своим созданиям, слово Б-га в мире было скрыто под завесой управления природы, естественного хода вещей.

Управление Десяти речений Творения, по сравнению с раскрытием речи, слова Б-га, считается скрытым управлением, категорией мысли и воли. Это управление природных законов, и его корень — в имени Элоким. Ситуация, когда мир как бы управляется «законами природы», создает великолепную возможность для выбора, поскольку Творец «прячется» в природном управлении. Человек может ошибочно предположить, что мир никем не управляется. И поколения постепенно погружались во тьму идолопоклонства, как подробно объясняет Рамбам в первой главе Законов идолопоклонства эволюцию ошибочных воззрений, так что, в конце концов, эта вера в природу укоренилась в абсолютном большинстве человечества, за исключением праотца Авраама и его потомства.

Мироздание как бы оторвалось от своего корня и функционировало без правителя. Люди не осознавали внутреннего содержания природы. Речь Творца скрылась.

Египетское изгнание — изгнание речи

Тьма и сокрытие речи достигли своего максимума в египетском изгнании. Там появилась опасность, что святое семя, содержавшее в себе слово Б-га, будет поглощено и пропадет в этом изгнании. И тогда не будет никого, кто слушал бы слово Всевышнего. Некем будет управлять и не с кем говорить. Не будет формы человека, образа Б-га, который говорил бы с мирозданием, вел его к конечному исправлению. И так объясняет Зоар египетское изгнание, что оно — изгнание речи.

Необрезанность уст Моше

В этом суть «необрезанности уст» Моше. «Иди и смотри: Сказал Моше: “…ведь сыны Израиля не послушали меня, и как же послушает меня фараон, а я не обрезан устами”. Ведь вначале написано: “Не муж речей я”, а Всевышний отвечает ему: “Кто дал рот человеку?”, и потом обещает: “Я буду с твоими устами”. И разве может быть, что так не произошло, и теперь Моше говорит: “я не обрезан устами”? (Ведь Всевышний уже обещал ему быть с его устами, и где же это обещание?) Но секрет вот в чем: Моше — это голос, и речь, которая была его словом (мила), находилась в изгнании; он был закрыт и не мог распространять свои слова. И сказал: Как же послушает (внемлет) меня фараон, если мое слово (мила) — в изгнании».

Речь Моше была в изгнании. Не было кого вести. Израиль порабощен фараоном, злым началом. В этом смысл необрезанности Моше: он называл злое начало «необрезанным». Этот необрезанный отрезал Моше от речи, а Израиль — от голоса Моше. Моше остался только с голосом (это будет объяснено далее). И само собой: «…ведь сыны Израиля не послушали меня, и как же послушает меня фараон?»

Изгнание речи, египетское изгнание — это подготовка к дарованию Торы: раскрытию Десятисловия

Египетское изгнание — это подготовка к дарованию Торы. «Порядок, который Б-г установил в мире: сначала тьма, а потом свет». «Так всегда происходит в мире: свет никогда не проявляется, кроме как изнутри тьмы, ему предшествующей. Например, перед дарованием Торы был исход из Египта, где они погрузились на 49-ую ступень нечистоты» (р. Цадок аКоэн)

«Дело в том, что всегда ночь считается перед днем, как написано: “И был вечер, и было утро”. И также в Торе: “И земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною”, а после этого написано: “И сказал Б-г: Да будет свет!” Ведь цель всегда первая в замысле, а целью творения мира было исправить зло и вернуть мир к добру. И потому Всевышний сотворил злое начало и дал место Другой стороне, чтобы перевернуть горькое в сладкое, зло в добро, тьму в свет» (р.И.А.Хавер)

Подобным же образом объясняет Маараль смысл египетского изгнания. Израиль, которые есть форма мироздания, погружается именно в самый материалистичный народ в мире. «Ибо противоположности выходят друг из друга, вследствие соотношения и присоединения, которое есть у них вместе, две противоположности дополняют друг друга, чтобы быть целым без недостатка». Ведь известно, что знание противоположностей — одно. И более того, только из глубины тьмы и усиления зла, из того полного скрытия речи, может прорваться раскрытие исправленной речи. Маараль часто говорит о том, что исчезновение есть причина бытия. Невозможно создание нового бытия без исчезновения несовершенного бытия, которое ему предшествовало. «Ибо тьма будет причиной света». Как объясняется в Гемаре (Санедрин 94) о приходе Машиаха в полностью греховном поколении, подобно закону о цараат: «если полностью стал белым от цараат — чист». В этом смысл сгнивания зерна перед тем, как из него вырастает новое растение. Таковы и все другие процессы, происходящие в мироздании. Об этом говорит стих: «Кто произведет чистое из нечистого — не Единый ли?»

Объяснение данного принципа: нет возможности возникновения новой исправленной формы все то время, пока не аннулирована испорченная форма, которая ей предшествовала, и бытие остается в категории материи без формы. Все то время, пока неисправленная форма остается — «проклятая форма, запечатанная в материи» (о которой Маараль говорит там и во многих местах), нет возможного места для произрастания исправленной формы.

Итак, когда мир стоит перед поразительным явлением, которое даст форму — внутреннее содержание и сущность — всему мирозданию и творениям явлением Слова Б-га, должна испорченная речь исчезнуть, чтобы мироздание могло получить раскрытие слова Б-га в совершенстве. Мироздание должно находиться в категории материи, которая страстно желает получить свою форму. (В данном контексте легко понять, почему Машиах, полное исправление формы мироздания, явится «верхом на осле» (осел = хамор = хомер, материя). Подобно Моше, первому избавителю, который тоже явился верхом на осле).

Таким образом, почти исчезновение речи — это подготовка к родам, к раскрытию исправленной речи: Десятисловия, дарования Торы. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Исправление необрезанности уст Моше — в момент явления Десятисловия

Мидраш рассказывает, что с момента дарования Торы Моше говорит. Говорит всю Тору. Необрезанность уст исчезла. Сначала Моше сказал: «Не муж речистый я». Когда же Всевышний научил его, начал Моше громко возглашать: «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю за Иорданом…»

Этот вопрос объясняется и в Зоаре: «Все то время, пока речь была в изгнании, Моше ходил с голосом, но без речи. Так ходил он, пока не приблизились к горе Синай, и дана была Тора. И в то время соединился голос с речью, и он стал говорить слова, и об этом написано: “И говорил Б-г все эти слова”. Тогда Моше стал совершенным в своей речи, как подобает. Голос и речь как одно, в совершенстве…»

После Десяти египетских казней, исхода из Египта и Рассечения моря народ Израиля вышел из-под власти Необрезанного (злого начала). Теперь он способен принять слово Б-га, Тору, Десятисловие — и быть ведомым ими. В то время объединились голос и речь в мире, и вот уже — Моше говорит Израилю Тору! Речь вышла из изгнания. Раскрылась и исправилась в мире речь, и с этого момент и далее: «И говорил Моше».

***

Здесь есть один момент, над которым следует поразмыслить. Даже в Египте, когда речь находилась в изгнании, существовало нечто, что являлось основой исправления речи и ее привязки к корню: голос. Ведь так сказано в Писании и объясняется в Зоаре: Голос Моше существовал, и только необрезанность разделяла между ним и речью.

Итак, возможность исправления, явления речи, появившейся при даровании Торы, пришла через «голос». В этом суть голосов, и трубного гласа, начала раскрытия Творца у горы Синай: «Тора дана в пяти голосах» (Брахот 6).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?