Из цикла «Живи Верой», темы: Воскрешение из мертвых, Сотворение мира, 13 принципов веры, Вера, Рав Моше Шапиро
Именно так мы поймем слова Талмуда: «Он отрицал воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в нем». Это явление имеет исключительное отношение именно к Основе «воскрешение мертвых». Остальные Основы говорят об уже существующем мире: даже если человек не верит в них, он подчинен тем же законам реальности, что и мир.
Но воскрешение мертвых — это часть реальности «веры», восприятия мира как зародыша и обещания того, что должно прийти в будущем. Только в таком Творении воскрешение мертвых возможно. Когда на мир смотрят с точки зрения «поверил в мир», то видят воскрешение мертвых. Но если смотреть в точки зрения самого Творения, то воскрешение мертвых увидеть невозможно.
Отсюда мы поймем, почему обязательно верить, что воскрешение мертвых — «из Торы». Когда мудрецы сказали, [что Всевышний] «смотрел в Тору и творил мир» (Зоар, Трума 161), это значит, что весь образ сотворенного, его форма и сущность полностью повторяют структуру Торы. Подобно тому, как архитектор смотрит в чертеж и строит здание согласно ему.
С этой точки зрения, в Торе находится и то, что «Всевышний поверил в мир». Ведь, сотворив мир согласно Торе, Всевышний сделал ее и корнем будущей цели — воскрешения мертвых.
Тот, кто смотрит поверхностным взглядом, в котором нет места для воскрешения мертвых, не имеет отношения также и к миру, сформированному Торой. Тора не проявляется в природных вещах самих по себе. Взгляд еретика не увидит Торы в естественной форме вещей. Но тот, кто видит мир как корень, найдет в нем Тору.
Тора называется «верным свидетельством Всевышнего» (Псалмы 19:8), а во многих местах книги Зоар — «верой». Вся «вера», присутствующая в мире, находится в Торе. Творение, само по себе, существует отдельно, но вера, заложенная в Творении, существует только благодаря Торе. Поэтому, когда мудрецы сказали «поверил в мир и сотворил его», другими словами это значило: «Смотрел в Тору и творил мир».
Вера в Творении присутствует только силой слова Всевышнего, оживляющего его. Без Торы ее просто нет. Попытка найти это в Творении, как оно есть, не приведет ни к чему. Обещание будущего Творения — это слова Торы, спрятанные в нем.
В этом смысл приведенных нами слов Раши о том, что если человек утверждает, что воскрешения мертвых нет в Торе, даже если он признает его как таковое, — «что нам до его веры!?» Любая иная вера, знающая об этом не как об «обещании», не может считаться исполнением обязанности «верить в воскрешение мертвых». Ведь в таком виде воскрешения мертвых на самом деле нет — нет никакого воскрешения, кроме обещанного Торой!
Правило «воскрешение мертвых — из Торы» не означает, что надо верить, что есть воскрешение мертвых, а кроме того, что так написано в Торе. Сама суть воскрешения мертвых — это исполнение обещания, записанного в Торе. Мы обязаны верить, что это обещание живо, как прежде. Но вне Торы воскрешению мертвых нет места; его просто не может быть ни в какой иной системе.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»