Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сжигание всех удовольствий и наслаждений тела — в мысли молящегося

Молитвенное служение: снять с себя материальность и излить душу

«И потому в час, когда встанет человек на молитву перед Создателем, снимет тело со своей души, то есть устранит все суетные мысли, приходящие от тела, которые высеклись и прилепились к его душе, чтобы не выполнялось его молитвенное служение лишь животной душой и ее высшим желанием. Для этого перед молитвой следует аннулировать и мысленно убрать от себя все телесные удовольствия и наслаждения и все связанное с телом, так что человек мысленно отвергнет тело, как будто нет его вообще, и лишь одна душа сама произносит молитву. А произнося каждое слово, которое становится силой и частью его души, прилепит к нему свою волю чрезвычайно, буквально излив в нее свою душу до конца и присоединив ее к высшему корню слов молитвы, стоящих у истоков мироздания» (Нефеш аХаим 2:14).

Здесь находит свое выражение принцип «служение есть огонь». Сжигание всех удовольствий и наслаждений тела в мысли молящегося, отвержение всего телесного, «как будто у него тела вообще нет». Излить и отдать свою душу в словах молитвы.

Многие законы молитвы мы учим из описанной в Танахе молитвы Ханы, матери пророка Шмуэля (Брахот 31). И данный великий принцип мы видим в ее совершенной молитве, как объясняет автор Нефеш аХаим: «Потому сказала Хана: “И изливала я свою душу”. А “изливала” означает “до конца”, как известно во всем Талмуде. Другими словами, не осталось у нее никакого материального желания. Ибо слово “душа” (нефеш) означает волю, как написано: “…что скажет твоя душа, и я сделаю тебе” (1-ая книга Шмуэля, гл.20). А общая воля связана с душой в общем» (2:15). Полное возложение души на жертвенник служения — это молитва.

Молитва: служение в сердце

«Любить Г-спода, Б-га вашего, и служить ему всем вашим сердцем и всей вашей душой» (Дварим 11). «Что есть служение в сердце? Следует сказать, что это молитва» (Сифри). «Молитва не является практической заповедью и поэтому она должна сопровождаться интенцией. Ведь ее суть — мысли в сердце человека, хотя без произнесения вслух она недействительна. А Писание определяет молитву как интенцию и произнесение вслух, как написано: “и служить Ему всем сердцем”. Что это за служение, которое в сердце? Это молитва. Она называется служением, поскольку в ней есть определенное действие: движение губ при молитве, но основная часть молитвы — душевный настрой» (Мабит). «А основа молитвы — в душе, как написано: “И изливала я свою душу перед Г-сподом” (там же)».

Эта суть молитвы, тот факт, что основа ее служения — в душе, находит выражение в ее названии. Вот что объясняет нам Нефеш аХаим: Смысл слов Писания «И служить Ему всей вашей душой» в том, что совершенное молитвенное служение должно быть с душой… в нескольких местах в Писании и в словах Мудрецов мы находим, что молитва называется душой. Как написано о Хане: «И изливала я свою душу перед Г-сподом» (2:14).

Легко понять: данная концепция основана на том, что молитва относится к столпу служения, к миру Трепета. А в этом мире выполнение практических законов происходит в душе и в воле человека. Тогда не удивительно, что может молитва служить замещением жертвоприношений. В месте, где мысль засчитывается за действие, самопожертвование в намерении — как принесение себя в жертву в реальности, неуместен вопрос, каким образом молитва заменяет акт жертвоприношения: «…ибо молитвенное служение для нас сегодня вместо служения жертвенного, которое полностью зависело от мысли священника, — ведь своей мыслью он мог сделать его негодным, а через святость его мысли жертва возносилась как приятное благоухание перед Всевышним» (Нефеш аХаим 2:12).


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?