Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разные подходы к храмовым обычаям

Спор ришоним[1] о смысле жертвоприношений

Широко известен спор между Рамбамом (Море невухим 3:6) и Рамбаном (Ваикра 1:9) о смысле жертвенного служения в Храме.

Подход Рамбама

Суть жертвоприношений — отдалить сынов Израиля от ложного мировоззрения и от идолопоклонства, которые были распространены среди окружающих народов. «Поскольку египтяне и халдеи, в землях которых жили израильтяне, поклонялись крупному и мелкому рогатому скоту… египтяне служили барашкам, а халдеи — бесам, которых представляли в виде козлов; а индийцы до сих пор воздерживаются резать коров. Потому заповедал резать эти три вида для Всевышнего, чтобы всем стало известно, что действие, которое считалось для этих народов страшнейшим преступлением, именно его совершат для Творца… Таким образом будут исцелены ложные верования, которые есть заболевания души».

Возражения Рамбана Рамбаму

Но Рамбан представил серьезные возражения по поводу подхода Рамбама. Он пишет: «Делают стол Всевышнего мерзостью, утверждая, что единственная его цель — опровергнуть мнение злодеев и глупцов. А ведь Писание говорит, что жертвы — “хлеб, всесожжение для приятного благоухания”.» Рамбан приводит в доказательство истории праведников, которые всегда приносили жертвы Всевышнему, еще до того, как существовали в мире египтяне и халдеи с их верованиями (например, Адам, Эвель, Ноах и др.) Далее Рамбан объясняет свой подход к смыслу жертвоприношений, говорит об их возвышенной сути и ценности. Он подробно растолковывает это как на уровне простого смысла, так и на глубоких уровнях объяснения. В следующих главах мы попытаемся понять его слова подробно, так как они того заслуживают.

Следует, однако, заметить, что в мидраше Ваикра рабараба (22:5) излагает точку зрения, схожую со словами Рамбама: «Поскольку евреи были увлечены идолопоклонством в Египте, приносили жертвы козлищам и подвергались карам свыше, сказал Всевышний: Пусть они приносят предо Мной в любое время свои жертвы в Скинии Завета, и отойдут от идолопоклонства, и так спасутся». (См. также книгу Сефер Зикарон (Ритва), которая защищает подход Рамбама.)

Объяснения Мешех хохма

Автор книги Мешех хохма считает, что жертвы, приносимые на возвышениях (бамот), имели своей целью отдалить сынов Израиля от идолопоклонства. А жертвы, которые заповедано приносить в Храм, исправляют и соединяют духовные миры, как объясняет Рамбан.

В нашей попытке объяснить тематику молитвы и жертвоприношений, мы опираемся на учение Рамбана, рабейну Бехае и рабейну Йоны. Можно предположить, что и Рамбам тоже согласен с ними. Ведь он пишет, что в будущем Храм будет отстроен и служение в нем восстановится, хотя идолопоклонства тогда уже не будет. С тех пор выдающиеся еврейские мыслители шли по их следам, распространяя истинную мудрость, передававшуюся из поколения в поколение — от нашего учителя Моше.

Они объяснили нам две основных концепции относительно сути жертвоприношений. Одна концепция соответствует простому смыслу, а вторая — «пути истины», то есть в соответствии с подходом каббалы.

В следующих главах мы рассмотрим эти вопросы и их связь с молитвенным служением.


[1] Ришоним — (досл. Первые.) Еврейские мудрецы эпохи раннего средневековья (X-XV вв.)


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?