Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков, который сочетал качества Авраама и Ицхака в совершенстве, являлся совершенным человеком

Яаков восседал в шатрах — Тора

«Яаков — человек простодушный, сидящий в шатрах» — «в шатрах Шема и Эвера (где изучали Тору)». Тора включает оба качества — Хесед и Дин.

«Из десницы Его — пламя Закона» (Дварим 33:2). «Тора была дана от десницы Всевышнего, которая есть Хесед. И потому тот, кто занимается Торой, называется хасид (благочестивый)» (Зоар).

С другой стороны, «Два первых речения Десятисловия — “Я Г-сподь” и “Да не будет у тебя богов других” мы услышали из уст Всесильного (מפי הגבורה)» (Макот 24). «Тора исходит из качества Гвура». «Тора была дана с ужасом, трепетом и страхом Б-жием» (Брахот 22).

Тора называется по имени обоих качеств — «Рахмана» (Милосердный). Тора включает в себя все качества. Ведь Всевышний «смотрел в Тору и творил мир».

Яаков — это Тиферет (Зоар)

Яаков, который сочетал качества Авраама и Ицхака в совершенстве, являлся совершенным человеком. «Избранный из праотцов», цельный человек, изображение которого высечено на Троне Славы. Раби Ицхак Гутнер, автор книги «Пахад Ицхак», замечательно определил этот вопрос: «Глубинный смысл всего это в том, что качеством Авраама стала любовь, и через это качество он старался раскрыть подобие Создателю. То же самое относится к Ицхаку: его качеством был страх перед Б-гом, и его служение заключалось в раскрытии подобия Создателю в этой области. Однако с Яаковом дело обстоит по-другому: у него вообще не было установленного качества. Уподобление Создателю и есть качество Яакова. На уровне Яакова и любовь, и страх — лишь способы уподобления Создателю. На уровне Авраама и Ицхака, любовь и страх — изначальны, а уподобление Создателю — их порождение. На уровне Яакова, уподобление изначально, а любовь и страх — его порождение. И поэтому, мера за меру, лицо Яакова высечено наверху» (Суккот, статья 22).

Совершенство соединения души и тела, единство между высшими и низшими мирами — «лестница, стоящая на земле, а вершиной достигающая небес». Это совершенство, царящее между душой и телом, дает возможность свету души пробиться через тело. В этом заключается красота формы человека: мудрость освещает его лицо. Раскрытие света души через тело создает красоту.

«Красота Яакова подобна красоте Первого человека» (Бава меция 4). Форма совершенного человека — венец творения.

Это совершенство яявляется корнем вечного существования, истинного существования, которое было предуготовано Первому человеку, Адаму, — вечная жизнь.

«Праотец Яаков не умер. Ведь его качество не было подобно другим, крайним качествам, которые влекут к переворотам. Смысл этого: его качество — решающее» (Рабейну Бехае, Берешит 49:33). Качество Яакова, Тиферет, символизирует прямая линия, у которой нет конца. Исраэль — яшар (прямой) — эль.

Совершенство молитвы Яакова — просьба о милосердии

Совершенство Яакова включает в себя совершенство его молитвы. Праведник способен своей молтивой властвовать над мировым порядком, творить чудеса и отменять суровые приговоры.

Яаков удостоился того, что его молитва легла в основу всех молитв народа Израиля: «Голос — голос Яакова; в каждой отвеченной молитве есть что-то от семени Яакова» (Гитин 57).

Как мы уже говорили выше, молитвы Авраама и Ицхака — это просьбы о восполнении недостатка в аспекте служения, к которому они прилепились, каждый — в соответствии со своим качеством. Так и у Яакова: его молитва — о милосердии.

Голос Яакова помогает Израилю, когда тот находится под воздействием сурового суда. Он пробуждает к нему милосердие и дает ему право на существование. «В день Рош аШана (Нового года) выходит Ицхак один… и садится на трон суда и зовет Эсава… А Ривка сказала Яакову, своему сыну… и приказывает ему прийти с теми лакомствами, и Яаков пробуждает снизу и облачается в молитвы и просьбы, и голос — голос Яакова… Молитвы, возносящиеся вверх, и просьбы… И благословил его, утих его гнев и обрадовалось сердце, и весь он — милосердие» (Зоар, Рая-Меэмна).

Молитва Яакова — Аравит

Мы выяснили (в размышлении «Молитва — жизнь во времени»), что ночь — это время, когда качество Суда соединяется с качеством Хесед, следовательно, это время качества Рахамим. Это время — совершенство суток и основа их сущестования. «До полуночи земля получает и складывает в себя то, что получила в течение дня. И это — молитва Яакова, основа существования» (Виленский Гаон).

Ночью проявляется качество веры («Твоя вера по ночам»), в котором заключена тайна вечного существования народа Израиля. Бытия, которое дается качеством Рахамим в каждой ситуации и каждому человеку. Это и есть истинное существование.

Молитва, основанная на Рахамим — совершенство молитвы

«Молитва есть приобщение к Всевышнему» (Маараль). В качестве Рахамим содержится совершенство в данном вопросе — связи между Творцом и человеком. Ведь суть качества Хесед — делать добро в соответствии с качеством дающего, не принимая во внимание получающего: достоин ли он этого. Суть качества Дин — в соблюдении Суда без отхода от буквы закона, без принятия во внимание того, на кого направлено качество Суда. Закон суров, но это закон.

Суть качества Рахамим — принятие в расчет положения человека. Достоин ли он милости, и возможно ли облегчить его приговор в суде? Сочетание Хесед и Дин происходит через учет ситуации данного человека, чтобы дать ему возможность существования. В данном качестве в особенности имеет место отношение дарителя Милосердия (Рахамим) к его получателю — связь.

Но ведь в этом и заключается самая суть молитвы: приобщение, совершенное соединение молящегося с Творцом, такая-то молитва и пробуждает качество Милосердия!

«Яаков, который пришел после, установил молитву Аравит. Это последняя молитва и она соответствует качеству Яакова: соответствует тому, что мир находится в руках Всевышнего. Поэтому молитва Аравит совершается ночью, ибо ночь указывает на то, что мир находится в руке Творца. И подобно тому, что человек отдает свою душу Всевышнему ночью, так весь мир находится ночью в руке Всевышнего. Поэтому молитва Аравит соответствует Яакову, ибо Яаков находится в руке Всевышнего больше других праотцов, ибо его образ запечатлен на Троне Славы. И поэтому именно Яаков установил молитву Аравит» (Маараль, Нетив аАвода 3). «В руке Творца» означает полное приобщение.

Яаков произносит: «Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака, Г-сподь, говорящий мне: Возвратись в землю свою, на родину свою, и Я облагодетельствую тебя …» (Берешит 32:10). «Б-г моего отца Авраама» — это качество Хесед, а заканчивается предложение четырехбуквенным именем Авайе (Г-сподь) которое относится к качеству молитвы, и оно же — качество Рахамим (Тиферет, Милосердие). Именно так мы говорим в молитве: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова» (Рабейну Бехае).

Если мы хотим определить молитву Яакова, мы можем назвать ее термином, который Мудрецы Талмуда определили для молитвы как таковой: рахами.

В заключение

Шахарит, Минха и Аравит.

Три эти молитвы оставили нам с наследство святые праотцы. Молитвы эти объемлют в своей сути качества Управления, которые раскрывает Творец в мире, и все оттенки отношения человека при обращении его к Творцу.

Праотцы проложили дорогу для обращения к Творцу в любой ситуации. Находится ли он в момент света — Милости, и проливается на него изобилие благодати, или же, не про нас будь сказано, в положении сокрытия Б-га и страданий. Молитва дает веру во тьме изгнания и горестных муках, и уверенность в том, что из этой тьмы пробьется луч избавления. Отношение близости к Творцу в любой ситуации и в любой период времени из жизни человека. Вдохновение, поднимающее и возвышающее человека из серости будней и спасающее его от погружения в материальность. Вера в силу молитвы изменить тяжкий приговор и отключить законы природы, проломив их чудом от Всевышнего.

Народ Израиля во всех своих изгнаниях и страданиях умеет в момент беды опереться на силу молитвы. И каждый отдельный еврей, в зависимости от его качеств и корня его души, может найти свой личный путь в молитве и создать связь, близость и приобщение с Творцом.

Примечание в заключение

Три ежедневные молитвы соответствуют не только трем праотцам, но и ежедневным жертвоприношениям в Храме. Но и в этом случае мы находим параллели с темами, объясненными в данном размышлении. «Раби Йеуда говорит: Мы учим из двух овнов, приносимых каждый день: один в соответствии с качеством Хесед, а второй — с качеством Дин». Он учит это из написанного в стихе: «Одного овна сделай утром, а второго — после полудня». «Один» — это первое качество, качество Хесед, в котором присутствует единство (как объяснено выше). А второй соответствует качеству Дин, поскольку во второй день Творения были сотворены раздоры и ад и поэтому про него не сказано «увидел Б-г, что это хорошо». С этим качеством связана множественность, как сказано у Маараля: «Левая сторона (Дин) — это начало множественности, ибо на правой стороне (Хесед) нет никакой множественности, так как он первый». Ведь суть качества Дин — ограничение и определение Хеседа на разделенные пределы, отмеренные по закону.

Молитва Аравит соответствует ночному воскурению жира и частей жертв. Символика здесь ясна: это служение является завершением двух ежедневных жертвоприношений и приведением их к совершенству. В данное служение включены все части жертвенного животного, и они все приходят к своему исправлению, так что не остается части, которая не была бы исправлена принесением на жертвенник. «Потому-то части, оставшиеся от дневного жертвоприношения, сжигаются ночью, поскольку все возвращается к Всевышнему, ибо Он — Один и нет никого, кроме Него. И этим оканчивается служение и приношение» (Маараль). Сравните с тем, что мы объяснили по поводу качества ночи и качества Яакова, который, как писал Маараль, «полностью в руке Всевышнего». Проанализируйте все это как следует, ибо мы здесь были кратки.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?