Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Содержание раздела

Перед возведением Мишкана Моше призывает сынов Израиля соблюдать Шабат. Затем он просит собрать пожертвования — материалы для строительства передвижного Храма, для его атрибутов и одежд священников. Б-г назначает Бецалеля и Оолиава главными специалистами и руководителями «проекта».

Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний и оливкового масла для меноры и помазания коэнов, что образуются излишки, и Моше велит прекратить сбор.

Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вмонтированных в серебряные подножия. Бецалель лично изготовил деревянный Ковчег Завета с двухсторонним золотым покрытием. На золотой крышке Ковчега, где хранились Скрижали, были выполнены два керува, человекообразные фигурки с вытянутыми навстречу друг другу крыльями, которые смыкались в виде арки. Менора, стол для хлебов также были сделаны из чистого золота. В конце раздела описан порядок изготовления двух жертвенников: малого — для воскурения благовоний и большого — для сжигания жертвоприношений, а также медного умывальника для коэнов и ограды двора Мишкана.

Дорога в Храм

Большая часть текста Ваяк’эль и следующего раздела Пикудей является, фактически, повторением указаний из разделов Трума, Тецаве и Ки тиса. Поразительно, что Тора, обычно скупая на слова, конспективно сжатая, уделяет передвижному Храму и его атрибутам там много места — целых пять разделов, чуть ли не половину книги Шмот.

Такое кажущееся «отклонение» неслучайно. Вся последующая история еврейского народа сводится к решению одного вопроса: достойны ли мы иметь Храм, земную обитель Творца, в своей среде? Когда мы изменяли своему предназначению, Шехина (Б-жественное Присутствие) покидала Храм, и он превращался в пустую, безжизненную оболочку, скорлупу, лишенную внутренней святости. Когда это случалось, нас постигали страшные беды — поражения в войнах, рассеяние и невероятные страдания на чужбине. Лишь одна надежда согревала сердца наших предков в долгой ночи изгнания: настанет время, верили они, и мы вернемся в свой наследный удел, Эрец Исраэль, встретим Машиаха и отстроим Святилище. Эта тысячелетняя мечта выражена в наших молитвах: мы просим Б-га вернуть нас в Иерусалим и дать нам Третий Храм. А пока этот великий день не настал, мы любовно и обстоятельно перечисляем, перебираем как фамильные драгоценности, по два три раза, конструктивные детали Мишкана, все его балки, крючки и засовы, любуемся — пока лишь умозрительно — его великолепной утварью.

Свет мой, зеркальце, скажи…

«И сделали умывальник из меди на медном основании из зеркал воинств…»(38:8). Почему храмовый умывальник был сделан из зеркал? Каких зеркал? И что означает слово «воинств»?

Этот большой медный умывальник стоял во дворе Мишкана, и коэны пользовались им для омовения рук и ног перед своей службой. Он был изготовлен целиком из отполированных до блеска медных листов, в свою очередь, выкованных из маленьких зеркал, которыми пользовались еврейские женщины.

Вначале Моше не хотел принимать от них этот дар. Ведь прихорашиваясь перед зеркальцами, женщины стремились очаровать своих мужей, пробудить в них желание. Уместен ли такой материал для столь возвышенной цели, как строительство Храма? Однако Б-г велел своему пророку взять зеркальца и сказал, что они не просто «кашерны», а особенно дороги Ему. Ибо с помощью этих зеркал женщины приводили в мир «воинства» еврейских душ, находясь в египетском рабстве. Когда их мужья возвращались обессиленные с каторжных работ, жены встречали их сытным ужином. Затем садились рядом, брали зеркальца, смотрелись в них и говорили мужьям нежно и призывно: «Разве я не красива?» И мужчины забывали об усталости…

Благодаря этим легкомысленным зеркальцам Фараону не удалось решить еврейскую демографическую проблему. Численность сынов Израиля быстро росла. Вот каков скрытый смысл выражения «зеркала воинств».

Зеркальная поверхность умывальника не только напоминала об исторической роли женщин в выживании еврейского народа, но и выполняла важную функциональную задачу. Когда мы оцениваем других, мы как будто смотрим на себя в зеркало. У ближнего мы видим только недостатки. Зеркало тоже выделяет, в первую очередь, наши непривлекательные черты. Поэтому, замечая дефекты в характере других, надо проверить, нет ли таких же недостатков у нас самих, и если они есть, постараться искоренить их. Таков смысл изречения из трактата Мишны Авот: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека».

Готовясь к службе в Мишкане, коаним мыли руки и ноги. На мистическом уровне это означает, что они очищали себя от духовной скверны, от всех дефектов характера, от зависти и пристрастий. Храмовый умывальник, помогавший этому очищению, был целиком изготовлен из зеркал. Такая конструктивная особенность напоминала священникам, что они должны проверить, нет ли у них тех же недостатков, которые они замечают в других. Им надлежало смотреть на других людей, как в «зеркало», чтобы правильно оценить себя. Потому что если бы они видели только свое отражение, им было бы гораздо труднее выявить свои недостатки.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?