Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Первородный грех, Недельная глава, Берешит, Душа, Муж и Жена, Каин, Нахум Пурер, Адам
Содержание раздела
"Берешит бара Элоким эт,
По наущению Змея и вопреки категоричному запрету Творца Хава отведала запретный плод от «Древа познания Добра и Зла» и дала попробовать этот плод Адаму. Впитав в себя таким образом «грех», Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю Эдена.
Каин и Эвель, первые дети Адама и Хавы, принесли дары
Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и потомства Адама и Хавы по линии их третьего сына Шета — до рождения Ноаха. После смерти Шета человечество нравственно деградирует.
Тьму не разгоняют палкой
В грандиозной картине Сотворения мира, описанной в сегодняшнем разделе, много загадочных, мистических деталей. «…Тьма покрывала бездну… Сказал
Хафец Хаим (выдающийся лидер религиозного еврейства конца XIX — начала XX века) писал, что рассеять «бездну» тьмы можно даже небольшим количеством света. Войдя в темный дом, вы не станете размахивать топором, чтобы разогнать мрак: никакие самые грозные и эффективные орудия труда и войны не помогут в этом. Единственный способ избавиться от тьмы — включить свет, хотя бы карманный фонарик, хотя бы зажечь спичку.
Ибо, в отличие от света, всегда имеющего физический источник, тьма неосязаема, нематериальна — это всего лишь вакуум. Поэтому с ней надо не бороться, а просто заполнить пустоту светом, который является противоположностью тьмы, специально созданной
Здесь напрашивается прямая аналогия с Торой. Тора — это тоже свет, только не физический, а духовный, которому противостоит «тьма», силы зла. Подобно физической тьме, силы зла неосязаемы и с ними невозможно бороться конвенциональным оружием. Они представляют собой духовный вакуум, который можно лишь заполнить светом Торы, созданной специально для освещения и возвышения нашего мира, как сказано в талмудическом трактате Кидушин: «Я создал йецер,
В практическом смысле это значит, что если человек хочет одолеть свои низменные страсти, тягу к пороку, избавиться от плохих черт характера, ему нет смысла объявлять войну самому себе, искать лобового столкновения со своим йецер,
Побороть проклятье
Все участники первого греха получили от
Хаве
Рассказывают такую историю. У одной богатой женщины украли кредитную карточку, записанную на имя её мужа. Вор начал активно пользоваться карточкой, покупая товары на большие суммы и с удивлением убеждаясь, что кредитная компания не спешит отменять её. Шли месяцы, вор богател, пока однажды его не поймали на другом преступлении.
Во время обыска у него нашли краденую карточку и передали её в кредитную компанию. Дирекция компании, в свою очередь, связалась с владельцем карточки и спросила его: «Почему вы не сообщили о краже нам или в полицию?»
Владелец ответил: «Я решил не сообщать о краже, когда убедился, что вор тратит по моей кредитной карточке гораздо меньше денег, чем тратила моя жена».
В Талмуде (трактат Бава мециа 59а) сказано: если муж почитает свою жену, это хорошо сказывается на его финансовом состоянии — он богатеет.
Но какая здесь связь? По логике вещей должно быть наоборот. Если ты «почитаешь» жену с помощью своей кредитной карточки, стремишься удовлетворить её материальные капризы, денежные накопления на твоем банковском счету вряд ли от этого возрастут.
Но у
С позиции Торы власть мужчины над женщиной — это проклятие, которое следует всячески преуменьшать, несмотря на то, что оно провозглашено Самим
Поэтому, когда муж облегчает бремя женского проклятия, отказываясь от роли семейного деспота,
Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?