Из цикла «Дорога обратно», темы: Чудеса, Вера, Рав Меир Шиллер, Доказательство, Поиск истины
Известному хасидскому раби XIX века Менахему Менделю из Коцка однажды рассказали о некоем раввине, которого все считали чудотворцем, непосредственно общавшимся с Б-гом при помощи Духа Святости. «Это замечательно, — ответил раби Мендель, — но что касается меня, то я в гораздо лучшем положении, потому что вижу Б-га благодаря вере. Она просветляет зрение лучше Духа Святости».
Для тех евреев, которые чувствуют близость Б-га, любые аргументы в пользу веры излишни. Они не нуждаются в доказательствах истин иудаизма, которые известны им из первых рук. Правда, далеко не все могут похвастаться тем, что постоянно испытывают такие чувства. Но я убежден, что многим евреям свойственно ощущение близости Б-га и истинности Торы. Это, конечно, не очень авторитетно звучит для бесстрастного скептика, но я привожу здесь это утверждение для того, кто сочтет его приемлемым.
Доказательство типа «святые и чудеса»
Это мудреное доказательство. С одной стороны, в Писании сказано, что поскольку Откровение свершилось, Б-г никогда уже не допустит никакого чуда, отменяющего истины Торы. То есть никакой новоявленный чудотворец не может изменить в Торе ни одной буквы. Рамбам выразил эту доктрину так:
«Если появится “пророк”, творящий чудеса, и он попытается отрицать пророчество Моше Рабейну, то запрещается слушать его, и мы можем быть уверены, что его чудеса не больше чем ловкость рук и магия. …потому что пророчества Моше Рабейну не чудесами подкрепляются, но (тем), что мы сами видели своими глазами и слышали своими ушами все то, что он (Моше) видел и слышал».
Поэтому для преданного Торе еврея чудеса Фатимы, например, абсолютно ничего не значат. Но с другой стороны, на протяжении истории в среде еврейского народа появлялось много святых и пророков, которые от всего сердца выполняли Б-жественные заповеди, пророчествовали и творили чудеса. Много раз подтверждаемые бесчисленными свидетелями, эти сверхъествественные события доказывают, что Б-г остается «источником силы святых и доверия к ним».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти