Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Постановления мудрецов
12. Швут
Есть действия, разрешённые Торой (так как они не похожи на работы, которые делались при строительстве Мишкана, или по другим причинам не подходят под определение млехет махшевет), но тем не менее на них наложен запрет мудрецов. То есть как и во всех заповедях, где мудрецы видели необходимость «оградить» закон Торы от нарушения, так и законы шабата во многих случаях нуждались в установлении оберегающих «оград», носящих название швут. (См. комментарий Рамбана на Тору /Ваикра 23:24/, который от имени Мехильты приводит обоснование для установления швута из Торы. Дело в том, что о Йом кипуре написано в ней шабатон (а все праздники и шабат связаны друг с другом), что значит «день отдыха и покоя, проводимый без тягот труда». Если разрешить совершать в шабат все действия, которые не попадают в разряд запрещённых мелахот, то может случиться, что человек, ничего не нарушая, будет, тем не менее тяжко трудиться весь шабат или праздник.
См. сам комментарий Рамбана, который объясняет все это более пространно).
В большинстве мест, где мудрецы хотят указать нам на действие, разрешённое Торой, но запрещённое мудрецами, они используют слово патур, То есть хотя и свободно (патур) от наказания, запрещено мудрецами21.
Несмотря на то, что нарушение запрета мудрецов является очень тяжелым проступком, часто важно знать на деле, что запрещено Торой, а какие запреты установили мудрецы, так как часто это различие влияет на исполнение закона. Например, хотя в случае опасной для жизни ситуации разрешается нарушить даже запрет Торы, все же, если есть выбор между нарушением запрета мудрецов или запрета Торы, предпочтительней сначала нарушить запрет мудрецов, прежде чем нарушать запрет Торы (есть исключительные случаи, когда не делают различия между теми и другими запретами, смотрите главу 44)22.
Например, если можно сделать мелаху неудобным или изменённым способом (что запрещено мудрецами), следует сперва избрать такой путь ее исполнения. И так во всех подобных случаях. Также в случае обращения к нееврею с просьбой сделать для еврея что-то запрещённое тому в шабат23 иногда различают между действием, запрещённым Торой, и запретом мудрецов.
13. Наказание и искупление
Тот, кто по ошибке совершил работы из числа авот или толадот (см. п.2), искупает свою вину принесением грехоочистительной жертвы. Тот же, кто сделал это намеренно, заслуживает смертной казни (если нарушившего предостерегли о нарушении непосредственно перед ним и есть два свидетеля, видевшие все своими глазами) или наказания карэт. Законоучители установили также, какое искупление требуется в наше время за то или иное нарушение шабата, даже если это запрет мудрецов24. Все это справедливо, когда жизни человека не угрожает опасность. В случае же опасности для жизни человека, тот, кто совершает мелаху, не только не нарушает никаких запретов, но, напротив, считается исполнившим заповедь, даже если впоследствии оказалось, что в его действиях не было нужды…
14. Работа, сделанная в шабат
Есть вещи, хотя и сделанные в шабат с нарушением, все же, несмотря на это, разрешённые к пользованию. Есть вещи, запрещённые только в этот шабат, а есть такие, что запрещены на исходе шабата все то время, которое необходимо для выполнения данной работы, если бы ее начали делать с исходом шабата. Есть вещи, запрещённые навсегда. Иногда такую вещь запрещают только тому, кто ее делал, а иногда и другим. Закон может изменяться в зависимости от того, запрещена ли была работа мудрецами или Торой, сделана по ошибке или умышленно, евреем или неевреем, для больного или для здорового и т.д. В каждом конкретном случае решение может быть иным, поэтому нельзя автоматически распространять закон на подобные ситуации, но следует обращаться за наставлением к раввину.
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?