Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Антисемитизм, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Черта оседлости, Россия
В начале 19 века большинство евреев мира жили в царской России, которая всегда относилась к ним как к чуждому элементу и не хотела их в своих границах. И пока в 18 веке вирус империализма не поразил царей, в «матери России» было немного евреев.1 Но первый раздел Польши в 1772 году прибавил к России 600 ООО евреев Литвы и Восточной Польши, что русское правительство немедленно стало рассматривать как «еврейскую проблему». Второй раздел Польши в 1793 году увеличил число евреев в России на 400 ООО, а третий раздел через два года — еще на 250 000. Так под царским контролем к 1800 году оказались 1 350 000 евреев. А после наполеоновских войн с их политическими и территориальными переделами Европы царь оказался «счастливым» обладателем почти 1 500 000 евреев. Хотя большинство из них доказало свою лояльность во время вторжения войск Наполеона, царь был убежден, что евреи отвратительны, нелояльны и бесполезны. Он и его последователи хотели решить «еврейскую проблему».
Александр Павлович, царь Александр 13 унаследовал трон Романовых в 1801 году. «В современной истории мало таких трагических фигур, как царь Александр I, — пишет Энциклопедия Британика. — Начало его правления вселяло блестящие надежды, но в итоге он оставил России ужасное наследство. Тиранию поддерживали шпионы и секретная полиция. Преемственность правления была не обеспечена; армия неэффективна. Жаждущей свободы Польше царь обещал ее и не дал. Образовательную систему разлагало официальное лицемерие. Мораль в церкви ничего не значила, она предоставляла маесам лишь ортодоксию и церемонии ритуалов. Экономика и финансовые отношения с трудом восстанавливались из руин; и плюс ко всему крепостное право».4
Такова была общая ситуация в России, но еще хуже было евреям. Деспот, который правил кнутом и мечом, Александр I был антисемитом, стремящимся раздавить своих новых еврейских вассалов. В 1795 году при правлении Павла I вдоль западных границ России, где располагались области, населенные евреями, была введена черта оседлости.5 Она указывала, где позволено жить евреям. В 1812 году Александр I завершил формирование ее границ, они включали 25 западных провинций, от Балтики до Черного моря. В нее входила большая часть восточной Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, Крыма и Бесарабии. Евреям не разрешалось выезжать за пределы «черты» без правительственного разрешения.
В 1804 году царь издал новые декреты, ограничивающие еврейское население, их проживание и работу в определенных местах внутри самой «черты». Кроме того, им запрещалось продавать спиртное6 местному населению. Царь оправдывал этот указ тем, что надо приучать евреев к «производительному» труду, чтобы они занимались сельским хозяйством и добычей леса и перестали «эксплуатировать» население. Эта часто повторяемая антисемитская пропаганда так проникла в сознание русских и евреев, что в конце века «просвещенные» и светские евреи повторяли это как истину.7 Но истинным намерением царя было побудить евреев креститься или эмигрировать. Евреи внутри «черты» совершенно обнищали и не были способны на осмысленную эмиграцию. И все же крещений в то время почти не было.8
1 В 1770 году в ней жило около 100 000 человек. В Атласе еврейской истории Мартина Гилберта приводится высказывание царя Ивана IV в 1550 году: «Не надо, чтобы евреи приходили в Россию со своим добром, потому что от них много бед». Эта позиция русских правителей и населения практически не менялась в течение последних четырехсот пятидесяти лет.
2 Принятую программу решения еврейского вопроса (как очистить страну от евреев) в конце 19 века сформулировали обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, царский министр Вячеслав Плеве и Николай Игнатьев, и другие советники царя: «Треть евреев крестить, треть истребить и треть выселить». (Приходится признать, что примерно это продолжалось и осуществилось при советской власти и происходит сейчас. — Г.С.)
3 1777—1825, сын царя Павла I.
4 Энциклопедия Британика, т. 1, 1968, стр. 568.
5 Это области, отделенные от окружающей страны четко очерченными границами или управляемые иной законодательной или административной системой.
6 Продажа (и производство) водки — традиционное еврейское занятие в Восточной Европе, которым евреи вначале занимались именно по желанию и настоянию заинтересованных властей — Г.С.. Запрет повлиял почти на треть еврейского населения.
7 Это симптом ужасной болезни — ненависти к себе, которая поразила многих светских евреев.
8 Было даже небольшое движение неевреев в обратном направлении, они хотели принять иудаизм! См. Эттингер, т. 3, стр. 99.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?