Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Общество осталось недовольным реформами Александра. Либералы стали радикализироваться, что только ухудшило общую картину.

В 1855 году во время Крымской войны Николай умер, на престол взошел его старший сын Александр II. Исход Крымской войны дискредитировал николаевскую политику жертв национальными интересами ради воинственности и империализма. Русские стонали под гнетом бюрократической неэффективности и бессмысленного давления. Их вопль о реформе надо было удовлетворить, чем как будто занялся Александр II . Он отменил крепостное право, реорганизовал армию, установил новую систему налогов, упорядочил и сделал более эффективными юридические процедуры и дал большую самостоятельность населению. Его реформы коснулись и еврейской жизни. В день коронации 2 марта 1855 года Александр II отменил ненавистнический и жестокий закон о кантонистах, который лишал юных детей их родителей. Евреи вздохнули с облегчением.

За этой реформой последовало меньшее, но важное улучшение. Черту оседлости расширили для всех евреев, а для некоторых категорий евреев ограничения сняли вообще. Уменьшилось давление на еврейских солдат, чтобы они крестились, ослабили контроль над еврейскими школами и расширили образовательные возможности для евреев в русских торговых и технических школах, гимназиях и университетах. К 1865 году многие русские евреи решили, что русское правительство полностью переменило отношение к ним. Казалось, солнце просвещения и либерализма, вставшее на Западе веком раньше, наконец проложило свой путь на восток, и многие евреи готовились встретить его приход с ликованием.

Проблема с любыми правительственными реформами в том, что их всегда воспринимают как недостаточные и запоздавшие, они пробуждают нереализуемые мечты, которые служат катализатором анархии и революций. Все это неизбежно препятствует дальнейшим необходимым реформам и превращает ожидаемого либерального правителя в реакционного тирана. В эту ловушку попался и Александр II со своим правительством.

По России разлилось чувство глубокого разочарования. В образованных классах возникли две экстремистские группы: разочарованные либералы, которые хотели больших и скорейших перемен, и консерваторы, которые хотели вернуться к авторитарному режиму.20 Недовольство стали испытывать и широкие массы. Александр чувствовал, что уходит прежняя народная поддержка. Либералы становились радикальнее, тайные общества проявляли насилие, чтобы изменить существующее положение и провести новые реформы в России. В связи с этим царь остановил программу реформ и стал возвращаться к политике репрессий своих предшественников.

Это изменение позиции Александра отразилось и на еврейском мире России. Во многих тайных революционных организациях, которые стремились силой добиться скорейших результатов, было непропорционально много евреев. Евреи, которые воспользовались либерализацией приема в государственные учебные заведения и повалили в гимназии и университеты, платили за это отрывом от корней, потерей традиционных ценностей. И все-таки встречали вражду и презрение от учеников не евреев.

Нееврейский мир воспринял евреев как наглых агрессоров и стал быстро закрывать перед ними пути профессионального и коммерческого продвижения. Царь поддерживал эти ограничения. Так характеризует царскую политику конца шестидесятых годов девятнадцатого века разочарованный еврейский интеллектуал того времени: «Образование, даже университетское, дает тебе право почетного гражданина, но не права обычного гражданина. Иди к своим Мошкам и Берелам [традиционные презрительные клички, которыми обзывали евреев] твое место среди них».

Сам Александр был продуктом своего воспитания и окружения, поэтому вирулентным антисемитом. Он и не собирался давать евреям настоящее равноправие. Евреи должны были зарабатывать всякое улучшение своей ситуации путем отхода от еврейства. Давая послабления евреям, Александр создал особые условия и ограничения. К концу шестидесятых годов стало ясно, что дальнейшего облегчения притеснений не предвидится.

Польская революция против России в 1863 году, жестоко подавленная царской армией и полицией, вызвала еще больший антисемитизм. Борьба против революции усилила русский патриотизм и ксенофобию за счет уменьшения либерализма нерусским меньшинствам, особенно евреям. В 1870 году Александр возобновил указ 1850 года против традиционной формы еврейской одежды. В 1871 году при Министерстве внутренних дел был создан особый комитет по еврейским вопросам. Все еврейские правительственные школы были закрыты, включая бесславные официальные раввинские семинарии, основанные, чтобы создавать новых раввинов, которые модернизируют иудаизм. В 1879 году на русском Кавказе был суд по случаю кровавого навета. Царь категорически отказывался от советов многих своих министров полностью отменить черту оседлости. К 1880 году реакционная Россия усилила антиеврейские меры, и великие надежды шестидесятых сменились реальностью восьмидесятых.

Религиозное еврейство немногого ждало от Александра, поэтому не испытало особых разочарований. Но маскилим и светские евреи были очень подавлены негативным поворотом событий. Все их попытки представить евреев в лучшем виде перед русским обществом провалились. Пресса стала активно антисемитской. Снова ввели и уменьшили процентную норму при приеме евреев в русские учебные заведения.

В 1871 году в Одессе, бастионе Аскалы в России, был большой погром. В своих периодических изданиях22маскилим вещали евреям о важности знания русского языка и культуры, идентифицировали свой дух и цели с русской интеллигенцией и советовали оставить традиционные еврейские занятия, одежду и стиль жизни. Наградой за ассимиляцию должно было стать полное равноправие перед русским законом и принятие в русское общество. Каким жестоким было их разочарование, когда, став «русскими Моисеевой веры», они остались «вонючими жидами» в глазах населения и правительства.


20 Энциклопедия Британика, т. 1 стр. 85.

21 Обвинение в ритуальном убийстве неевреев для использования их крови при изготовлении пасхальной мацы впервые использовано греками в Александрии 2000 лет назад. Совершенно абсурдно, ибо Тора категорически запрещает убийство, а также использование крови в пищу, и определяет состав мацы — только мука и вода. — Г. С.

22 «Рассвет» (Одесса) начал выходить в 1860 году. А «Рассвет» (Санкт-Петербург) стал публиковаться в 1879 году под руководством М. Кулишера и других. Эти издания печатались в России. Амелиц на иврите выходил с 1860 года под редакцией Александра Цедербаума (Эрез). Немецкое приложение к нему готовил доктор Аарон Гольденбаум. Объединяла эти журналы общая цель — русифицировать еврейство, сделать его «полезным» для русского государства и общества.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?