Темы: Берешит, Милосердие, Хафец Хаим, Рав Бенцион Зильбер
«И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и древо жизни среди сада, и древо познания добра и зла» (Берешит 2:9). Раши объясняет, что древо жизни находилось в центре райского сада. Отсюда можно понять, что оно было максимально доступным и к нему можно было подойти с разных сторон. Чтобы понять, почему местоположение древа жизни было так важно, раскроем Талмуд. В трактате Таанит 21 б сказано, что Абба Умна («Абба-лекарь», человек, лечащий кровопусканием) ежедневно получал приветствие из Небесной ешивы. Великий мудрец Абайей получал такие приветствия в канун субботы, а его товарищ, мудрец Рава — в канун Йом-Кипура.
Абайея мучило: почему Абба Умна удостаивается привета с Небес ежедневно, а сам он — только раз в неделю? Может быть, в его служении Б-гу что-то не так? Может, он что-то должен исправить? Ответили ему с Небес: «Ты не можешь делать того, что делает Абба Умна».
Что же он делал? Как мы упомянули, ремеслом Аббы Умна было популярное в ту эпоху кровопускание. Абба Умна соблюдал законы скромности наилучшим образом. Он сделал отдельные помещения для мужчин и женщин, ожидавших своей очереди на процедуру. Кроме того, он изготовил специальные халаты для пациенток с небольшим отверстием для кровопускания, чтобы им не пришлось открывать тело больше необходимого.
В прихожей у Аббы Умна стояла кружка, в которую посетители клали деньги за процедуру. Те, у кого не было денег, могли не платить — и не стесняться этого, так как неизвестно, кто сколько положил в кружку и положил ли вообще. Лекарь также не брал платы с талмидей-хахамим, мудрецов Торы. Более того, поскольку после кровопускания необходимо было хорошо поесть для восстановления сил, Абба Умна давал беднякам, прошедшим процедуру, деньги на еду и питье.
Абайе не мог быть таким, как Абба Умна. Его миссией в жизни было изучение и преподавание Торы, о которых сказано: «талмуд Тора ке-нэгед кулам» — «изучение Торы приравнивается к соблюдению всех остальных мицвот вместе взятых». В этой области Абайей, разумеется, превосходил Аббу Умна. Но в сфере милосердия Абба Умна превосходил его.
Следует отметить, что имена Абайея и Равы упоминаются едва ли не на каждом листе Талмуда. Если их мнения были различны, решение выносилось согласно мнению Равы за исключением шести случаев. Получается, что в большинстве случаев Рава превосходил Абайея, но при этом приветствие из Небесной ешивы он получал реже. По всей видимости, это приветствие Небес было связано с качеством милосердия, а в этом Абайей был выше Равы, а Абба Умна выше их обоих.
Поскольку Гмара говорит, что изучение Торы сопоставимо с исполнением всех остальных заповедей вместе взятых, то, когда у нас есть выбор, мы стараемся идти этим путем. Но существуют разные натуры и разные ситуации. Есть люди, у которых основным путем приближения к Всевышнему является исполнение заповеди помощи ближнему. Смотрите, какого уровня может достичь врач или медсестра, которые от всей души помогают людям — не столько из-за денег, сколько из желания делать добро.
Насколько разными бывают пути служения Б-гу — нам показывает следующая история. В какой-то период Хафец-Хаим со своей ешивой находился в местечке Семяч. Это было уже после октябрьской революции. Он пытался сохранить ешиву в этих нелегких условиях, но на определенном этапе понял, что борьба с большевиками обречена на провал. Раввин решил переехать вместе с ешивой в Польшу.
В последнюю субботу перед отъездом Хафец-Хаим вышел на улицу и увидел молодого еврея, внешний вид которого свидетельствовал о его принадлежности к большевикам. Хафец-Хаим приветствовал его и пригласил к себе на третью трапезу.
Молодой коммунист удивился, но пошел за раввином. Когда трапеза закончилась и присутствующие разошлись, Хафец-Хаим пояснил: «Я уезжаю. Пока я был в местечке, я старался заботиться о бедных семьях и помогать им с пропитанием. Древо жизни находится в центре райского сада. Что такое древо жизни? Это возможность приближения к Б-гу, которая доступна каждому на этой Земле, и это то, что приводит к великому наслаждению — близости к Б-гу — после того, как душа расстается с телом. Одни удостаиваются жизни благодаря изучению Торы, другие — благодаря милосердию к ближним. Вы неслучайно получили свою высокую должность. Возможно, вы получили ее, чтобы помогать нуждающимся. Поэтому пообещайте, что с моим отъездом вы примете на себя заботу об обездоленных». Большевик кивнул: «Ребе, вы можете спокойно ехать, я об этом позабочусь». Древо жизни доступно каждому из нас. И у каждого из нас есть своя особая дорога к нему.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?