Из цикла «История еврейского народа», темы: Мудрецы, Самопожертвование, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Раби Акива, Рим
После своей победы Адриан жестоко расправился с местными жителями. В Бейтаре запрещалось хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества.
Но и этого было недостаточно Адриану. Он знал, что сила евреев коренится в Торе. Поэтому под страхом смерти запрещалось учить Тору и следовать ее заповедям. Был издан декрет, согласно которому соблюдение шабата, обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. Римские ищейки выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы и предавали их в руки палачей. Особенно жестоко подвергались гонениям мудрецы Торы. Вопреки декретам, они продолжали учить Тору и передавали смиху (полномочия) судей и законоучителей своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался вытравить Тору из памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.
Великий раби Акива был схвачен за преподавание торы. Долгое время он провел к тюрьме и умер в страшных мучениях. До последней секунды он не переставал учить Тору. Когда его муки достигли предел, раби Акива стал читать молитву Шма. и на слове «Един» его душа покинул тело.
В возобновившихся гонениях погибло большинство выдающихся мужей Израиля. Почти не осталось мудрецов, способных передавать Гору своим ученикам, чтобы те, в свою очередь, продолжали еврейскую традицию в следующих поколениях. Смиха — передача звания «раби» от учителя к ученику — каралась смертной казнью, римляне также угрожали разрушить город, в котором будет происходить смиха.
И тогда престарелый раби Иеуда бен Бава решил пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы передать Тору следующему поколению. Он созвал молодых учеников раби Акивы и посвятил их в раввины. Он позаботился также и о том, чтобы ни один город не пострадал от римлян. Посвящение состоялось на вершине горы в Галилее, между городами Уша и Шфарам. Так молодые ученики раби Акивы стали духовными лидерами всего еврейского народа.
В момент смихи раби Йеуда бен Бава почувствовал, что за ними следят. Он приказал ученикам бежать, сказав им: «Я стар, а вы должны сохранить Тору для последующих поколений». Ученикам раби Йеуды бен Бавы было очень тяжело выполнить этот приказ своего учителя, однако ослушаться они не посмели. Римлянам удалось схватить и казнить лишь престарелого мудреца.
Преследуя и казня мудрецов, передающих Тору и ее традиции из поколения в поколение, римские завоеватели пытались выкорчевать Тору из еврейских сердец. Они надеялись, что «без пастуха разбредется стадо», а без Торы евреи быстро ассимилируются среди других народов.
Несмотря на жестокие гонения, мудрецы, изучавшие Тору, продолжали передавать ее новым ученикам. Жертвуя своей жизнью, они разрушили замыслы врага. Гибель своих выдающихся мудрецов евреи восприняли как наказание свыше, и по сей день в молитвах Дней Трепета (например, в молитве Мусаф в Йом кипур) мы вспоминаем «о десятерых, казненных римлянами».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?