Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, связанные с мясом жертвенных животных. Бикурим. Вторая десятина.

146-я заповедь – запрещение есть мясо жертв всесожжения. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь...” (Дварим 12:17). И объяснено (Сифри, Реэ): “Твои обеты” – это посвященное в жертву всесожжения.

Это речение Ашема учит нас, что тот, кто ел от жертвы всесожжения – до того, как ее кровью был окроплен жертвенник, или после этого, на храмовом дворе или вне его, – преступает заповедь “Не делай”. И этот же запрет распространяется на всех, кто использует в своих целях храмовые святыни или освященную пищу (Д 118).

И тот, кто преступает этот запрет, вкушая от жертвы всесожжения или используя другие святыни запрещенным образом, как это разъяснено в трактате Меила, – в случае умышленного нарушения, карается бичеванием, а если нарушение было неумышленным, приносит жертву меила, возмещает стоимость съеденного или использованного, добавив к этой стоимости хомеш – пятую долю (НД 133), как разъяснено в трактате Меила.

А в 9-ой главе трактата Санхедрин (84а) сказано: “Тот, кто намеренно использует святыни в своих целях, по мнению раби Йеуды, подлежит смерти, а по мнению большинства мудрецов, карается бичеванием”. Раби Йеуда приводит доказательство из стиха: “Пусть соблюдают они мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него, если нарушат это” (Ваикра 22:9). Но мудрецы возражают: “И не умереть от него” – т.е. именно от греха, о котором говорится в том же месте Торы (НД 133,136), а не от греха, заключающегося в запрещенном использовании святынь”.   

 

147-я заповедь – запрещение есть мясо “легких святынь” (Д 89) прежде, чем их кровью будет окроплен жертвенник. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь, и твоих даров...” (Дварим 12:17).

Устная традиция поясняет (Сифри, Реэ): “Это речение учит нас, что тот, кто ест от благодарственной или мирной жертвы до того, как ее кровью был окроплен жертвенник, преступает заповедь “Не делай”.

Нарушитель этого запрета также карается бичеванием.

 

 

 

148-я заповедь – запрещение постороннему есть от мяса жертв, имеющих статус “высшей святости” (Д 89). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Посторонний же не должен есть... ибо это святыня” (Шмот 29:33).

Однако нарушитель карается бичеванием только в том случае, если он ел мясо жертв высшей святости именно во дворе Храма и уже после того, как их кровью был окроплен жертвенник (Макот 17б,18аб).

 

 

 

149-я заповедь – запрещение коэну есть вне Иерусалима от бикурим (первых плодов нового урожая – Д 125). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь, и твоих даров, и приношений твоей руки” (Дварим 12:17). Устная традиция поясняет (Макот 17б): “Приношения твоей руки” – это бикурим”. Поскольку в этом стихе названы только те виды пищи, имеющей статус священной, которые, согласно закону Торы, необходимо доставлять в Иерусалим, можно утверждать, что упомянутые “приношения твоей руки” (терумат ядеха) – это, вне сомнения, именно бикурим, которые так же велено приносить в Иерусалим, “в дом Ашема” (Шмот 23:19), а не иная терума (Д 126 и НД 133), ведь теруму не заповедано приносить в Иерусалим – как же могла Тора запретить есть ее “во вратах твоих”, т.е. вне Иерусалима?!

И сказано в Сифри (Реэ): “Это речение учит нас, что коэн, который ест от бикурим прежде, чем совершен ритуал “провозглашения при принесении первых плодов“ (микра бикурим – Д 132), преступает заповедь “Не делай” (потому что до “провозглашения” первые плоды еще как бы не доставлены “в дом Ашема”). И разъясняется в конце трактата Макот (19а), что нарушитель подлежит наказанию только в том случае, если бикурим еще не внесены во двор Храма, но, после того, как первые плоды уже помещены там, нарушителя запрета не наказывают, даже если он ел их до “провозглашения”.

И, кроме того, в отношении бикурим действует то же правило, что и в отношении “второй десятины” (НД 141): коэн, который ест от бикурим вне Иерусалима, карается бичеванием только в том случае, если эти первые плоды уже “видели Храм” (т.е. вносились в Иерусалим), но еще не были положены во дворе Храма.

Однако посторонний (не коэн), который ел от бикурим, даже после “провозглашения”, подлежит смерти “от руки Небес”, ведь ясно сказали мудрецы (Бикурим 2:1): “Терума и бикурим запрещены посторонним, а преступивший запрет подлежит смерти или платит штраф”. Т.е. тот, кто намеренно нарушил запрет, подлежит смерти “от руки Небес”, а тот, кто преступил запрет неумышленно, должен компенсировать стоимость съеденного, доплатив штраф, так же, как и неумышленно евший теруму, ведь поскольку Ашем, да будет Он превознесен, назвал бикурим “приношением твоей руки” (терумат ядеха), законы, связанные с терумой, распространяются также и на бикурим (НД 133).

Все это стоит хорошенько понять, чтобы две различных заповеди не смешались в твоем сознании. Итак, если коэн ел от бикурим, которые уже “видели Храм”, но еще не были помещены в храмовом дворе, он карается бичеванием; а запрет, который он преступил, содержится в стихе  “Нельзя тебе есть во вратах твоих... приношений твоей руки”, как разъяснено в трактате Макот (17а), – и точно так же, тот, кто отделил “вторую десятину” и ел от нее вне Иерусалима, карается бичеванием, несмотря на то, что отделенная часть урожая – его собственность (Д 128).

Однако посторонний, вкусивший от бикурим, которые уже “видели Храм”, – где бы он их ни ел (в Иерусалиме или вне стен города), подлежит смерти “от руки Небес”, поскольку преступил запрет “Никакой посторонний не должен есть святыни” (Ваикра 22:10), как мы разъяснили, комментируя 133-ю заповедь “Не делай”.

Законы, связанные с выполнением данной (149-ой) заповеди, разъясняются в трактате Макот (17-19а). 

 

 

 

Сто пятидесятая заповедь – запрещение есть, и даже в Иерусалиме, от плодов “второй десятины”, ставших ритуально нечистыми, до тех пор, пока эти плоды не будут выкуплены, поскольку у нас существует правило: плоды, ставшие ритуально нечистыми после отделения их во “вторую десятину”, выкупают, и даже в Иерусалиме, как разъясняется в трактате Макот (19б).

Этот запрет содержится в Его речении: “...И не устранял (не ел) я это в нечистоте” (Дварим 26:14). Устная традиция добавляет (Макот там же): “Ни когда я ритуально нечист, а плоды чисты, ни когда я чист, а плоды нечисты”.

И еще разъясняется в трактате Макот, что и от бикурим, и от “второй десятины” запрещено есть в нечистоте. И тот, кто ест от “второй десятины”, ставшей ритуально нечистой, карается бичеванием. Однако он карается бичеванием лишь в том случае, если он ел от десятины, доставленной в Иерусалим и ставшей ритуально нечистой, не выкупив ее, как мы упоминали.     

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (там же).

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?