Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Жертвоприношения, Трумот и маасрот
141-я заповедь – запрещение есть вне Иерусалима “вторую десятину”, отделяемую от урожая злаков (Д 128). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков...” (Дварим 12:17). И тот, кто ест “вторую десятину”, не выкупив ее, карается бичеванием – но только в том случае, если он ест “вторую десятину” вне стен Иерусалима уже после того, как вносил ее в стены этого города, как разъяснено в конце трактата Макот (19б). И сказали там мудрецы: “В каком случае съевший “вторую десятину” карается бичеванием? Если она уже видела Храм (т.е. если он уже вносил “вторую десятину” в Иерусалим, а затем, покинув город, ел от нее)”.
142-я заповедь – запрещение пить вне Иерусалима вино, отделенное во “вторую десятину”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина...” (Дварим 12:17). И тот, кто пил вино “второй десятины”, карается бичеванием – но только при соблюдении условия, разъясненного нами в отношении десятины от злаков (НД 141).
143-я заповедь – запрещение есть вне Иерусалима “вторую десятину”, отделенную от оливкового масла. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла...” (Дварим 12:17). И тот, кто ел оливковое масло, отделенное в качестве “второй десятины”, карается бичеванием – но только при соблюдении условия, разъясненного в отношении десятины от злаков (НД 141).
И пусть не удивляет тебя, что запрет, касающийся десятины от злаков, вина и оливкового масла, мы включили в перечень в качестве трех самостоятельных заповедей. Знай, что тот, кто ел все эти три вида “второй десятины” вместе, карается бичеванием за каждый из них в отдельности, поскольку запрет, приведенный в этом стихе, не является “обобщающим запретом”, за нарушение которого не карают более одного раза, но это несколько отдельных запретов.
И ясно сказано в трактате Критот (4б): “Тот, кто ел десятину от злаков, вина и оливкового масла, карается бичеванием за нарушение каждого запрета в отдельности. Но разве за нарушение “обобщающего запрета” карают бичеванием (более одного раза)? В данном случае существует дополнительный стих (из которого мы учим, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности), ведь написано: “Отделяй десятину от всех плодов твоего урожая... И ешь перед Ашемом, твоим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла...” (Дварим 14:22-23). И зачем, уже сказав “...от всех плодов твоего урожая”, Тора снова перечисляет каждый вид по отдельности? Чтобы научить нас, что с каждым из этих видов связан отдельный запрет”.
И в трактате Макот (18а) объясняется: “Поскольку написано: “И ешь перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла...”, Тора могла бы просто добавить: “... но нельзя тебе есть это во вратах твоих”. Зачем же Тора перечисляет все еще раз – “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла...”? Чтобы подчеркнуть, что в отношении каждого вида существует самостоятельный запрет”.
Итак, ясно, что все, о чем упоминает этот стих, – самостоятельные запреты.
А теперь перейдем к другим запретам, содержащимся в этом стихе (НД 144-147).
144-я заповедь – запрещение есть мясо не имевших увечий первенцев крупного и мелкого скота вне Иерусалима (Д 79). И об этом речение Ашема: “Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота...” (Дварим 12:17).
И сказано в Сифри (Реэ): “Этот стих учит, что посторонний, который ел мясо первенца – до того, как его кровью был окроплен жертвенник, или после этого, – преступает заповедь “Не делай”.
Итак, ясно, что эта заповедь включает в себя два запрета: запрет постороннему есть мясо первенца, не имевшего увечий, и также запрет коэну есть мясо первенца вне Иерусалима.
Нарушивший эту запрещающую заповедь карается бичеванием – в случае, если первенец не имел телесных увечий, делавших его непригодным для жертвоприношения.
145-я заповедь – запрещение коэнам есть мясо грехоочистительной и повинной жертвы вне храмового двора (Д 89). На этот запрет указывают Его слова, приведенные в этом же стихе (Дварим 12:17): “...твоего крупного скота и твоего мелкого скота” – т.е. как бы сказано: “Нельзя тебе есть во вратах твоих (мясо жертв, приносимых из) твоего крупного скота и твоего мелкого скота”.
И объясняют мудрецы (Сифри, Реэ): “Сказано “...твоего крупного скота и твоего мелкого скота”, чтобы научить: тот, кто ест мясо грехоочистительной или повинной жертвы вне стен храмового двора, преступает заповедь “Не делай” и карается бичеванием”.
И тот, кто ест мясо “легких святынь” (например, мясо мирной или благодарственной жертвы – Д 89) вне стен Иерусалима, также карается бичеванием, как разъяснено в трактате Макот (17а), – поскольку запрет “Нельзя тебе есть во вратах твоих...” относится к вкушающим любую пищу, имеющую статус священной, вне места, отведенного для этого законом Торы. И помни об этом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?