Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы объясняют, что человек не должен довольствоваться нынешним духовным уровнем. Если мы не будем совершенствоваться, за нас это не сделает никто.

Он также сказал: «Если не я для себя, кто для меня? И если я для себя, что я такое? И если не сейчас, то когда?»

После того, как Гилель рассказал обо всем этом, он (увидел необходимость) разъяснить еще один важный момент, а именно: не стоит человеку думать про себя, что он уже поднялся на высокий уровень и изучил всю Тору. Ведь если он (удержится от этой мысли), то поймет, что должен (по-прежнему прилежно) изучать Тору и что именно это изучение сделает его великим. Об этом мишна говорит: если не я для себя, кто для меня? Это означает, что если человек не станет совершенствовать себя на пути Торы и заповедей, кто (сделает это) для меня? Ведь человеку никак не поможет, никак не приблизит его к совершенству, если кто-то другой станет вместо него изучать Тору и исполнять заповеди! Даже если его отец изучал Тору, сын ее не наследует. Здесь — не как с богатством, когда один человек может собрать много добра, а затем подарить его кому-то, кто совсем не трудился ради него, или оставить в наследство сыну. Вообще, в этом мире есть множество вещей, которые вначале достаются кому-то одному, а все остальные получают их через него. Так, в трактате Таанит (7а) сказано: «Дожди идут ради лишь одного человека», — в трактате Брахот: «Весь мир получает пропитание ради раби Ханины», — и примеров можно привести еще много. Но когда речь заходит о духовном богатстве, которое составляет удел человека в будущем мире, — здесь действуют другие законы. Это богатство человек может заработать только самостоятельно, и никто другой не сможет поделиться с ним. Это и означает: если не я для себя, кто для меня?

И если я для себя, что я такое? Даже если человек исполнил все, что на него возложено, он — не более чем человек из плоти и крови, который не может заниматься Торой и заповедями в том объеме, которого хватило бы его душе.

В мидраше (Ваикра раба 4) раби Шмуэль бар Ицхак, комментируя стих «Все, что делает человек, — для собственных уст», говорит так: «Все, чего достиг человек в Торе и заповедях, предназначено лишь для его собственного употребления, но не для сыновей и домочадцев». И (там же) говорит раби Леви: «И душа не наполнится, — душа знает, что, над чем бы она ни трудилась, она трудится ради себя, а потому она никогда не насытится заповедями и добрыми делами». И еще сказал раби Леви: «(Душу можно сравнить) с царской дочерью, вышедшей замуж за жителя маленького городка. Даже если он будет потчевать ее самыми изысканными деликатесами, этого будет недостаточно, потому что она все же царская дочь. Так и человек: что бы он ни делал для своей души, этого будет недостаточно, потому что она принадлежит к Высшим (сущностям)». Мидраш разъясняет, что все, что человек делает в своем стремлении к совершенству, он делает только для себя. Обретенное им совершенство не достанется никому другому, даже детям и домочадцам — только ему. И раби Леви объясняет, что именно об этом стих говорит: «И душа не наполнится». Человек может подумать, что (рано или поздно) его душа пресытится исполненными заповедями: ведь если он станет, например, постоянно есть и пить, довольно скоро его живот переполнится! Поэтому раби Леви указывает, что, (в противоположность желудку), «душа не наполнится», вечно стремясь ко все большему и большему совершенству. И затем раби Леви рассказывает притчу о крестьянине, женившемся на царской дочери. Он говорит, что, как этот крестьянин никогда не сможет сделать свою жену довольной, никогда не даст ей всего, что ей нужно, так и материальный человек по отношению к своей подруге — душе, происходящей из высших миров. Даже если человек исполнил много заповедей, совершил много добрых дел и тем самым даровал своей душе некоторое совершенство, она все же «не наполнилась», то есть, не достигла еще всего доступного ей — как происходящей прямо от Б-га — совершенства. Поэтому она никогда не насытится Торой, заповедями и добрыми делами, которыми занят человек в материальном теле, просто в силу различия уровней тела и души.

Обо всем этом и говорит Гилель (в этой мишне). Если не я для себя, кто для меня? Человек должен сам достичь совершенства, потому что никто не сможет сделать этого за него. И даже если я для себя, что я такое? Человек, исполняя заповеди, пользуется своим телом (мы подробно говорили об этом во введении, обсуждая стих (Мишлей 6) «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет»), и это не приносит душе совершенства, то есть, не дает того совершенства, которое подобало бы душе согласно ее возвышенности. Поэтому Гилель говорит: что я такое? — я всего лишь человек из плоти и крови!

И затем он добавляет: И если не сейчас — то когда? Человек живет очень недолго, и если не сейчас — когда же? Поэтому человек должен пробудиться от дремоты и начать исполнять заповеди и совершать добрые дела, поскольку этого он никому перепоручить не может.

И даже если он исполнит все, что обязан, пусть не думает, что его душа насытилась и достигла совершенства. Ведь даже если он для себя, что он такое — чего он стоит? Он все равно не сможет насытить душу ни заповедями, ни добрыми делами! И поэтому совершенно ясно, что если не сейчас — то когда, потому что человек живет недолго: только что был и вот внезапно перестал существовать…

И все слова Гилеля соответствуют его скромности и вообще его характеру и потому приведены рядом.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?