Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В нашей недельной главе есть интересное выражение:

«И вот, как выслушает он слова клятвенного договора этого, он благословит себя в сердце своём, говоря: „Мир будет мне, хотя буду ходить по произволу сердца моего“, чтобы прибавить [таким образом] сытое к голодному»
(Дварим 29:18)

Т. е., наказание за нарушение «сытое» добавляется к наказанию за нарушение «голодное». Что это значит?

Рамбан в своём комментарии объясняет это так: Б-г создал человека с естественными страстями и наклонностями. Если человек идёт на поводу у своих страстей — нормальных, естественных страстей — это может привести к развитию страстей ненормальных («насыщая» естественные страсти, он начинает жаждать неестественного). Есть вещи, которых человеку естественно хочется, а есть такие, которых даже и не хочется. Но свои страсти можно «развить», «расширить»: если делать постоянно то, что хочется, в результате захочется того, чего прежде и не хотелось. Удовлетворяя естественные страсти, можно дойти до извращений. Например, говорит Рамбан, если человек чрезмерно увлекается женщинами, он позже может увлечься и мужчинами, а затем и скотом. Своими действиями человек меняет (сдвигает) рамки своих желаний, опускаясь на более низкий уровень.

Гнев — естественное человеческое свойство. Однако застрелить человека, не поделив с ним место на стоянке, — уже неестественно. Но если давать волю гневу по любому поводу, можно дойти и до этого. Сейчас таких людей направляют на психиатрическую экспертизу, и психиатр может сказать: «Он должен был так поступить, это его природа». А откуда взялась такая природа? Он сумасшедший? Нет. Человек приучил себя реагировать подобным образом. Он приучился постоянно проявлять свой гнев в обычных рамках, а затем эти рамки стали ему тесны. Его способность к самоконтролю уменьшилась, и он опустился на низший уровень.

Но возможно и движение в другом направлении. Сказано в Пиркей Авот (4, 2): «Спеши исполнить лёгкую заповедь и остерегайся нарушения, ибо заповедь влечёт за собой заповедь, а нарушение влечёт нарушение. Ибо награда за заповедь — заповедь, а плод нарушения — нарушение». Рабейну Йона поясняет эту мишну так: исполнение заповеди запускает естественную силу привыкания. Тому, кто приучает себя к не очень сложным действиям («лёгкой заповеди»), становится легче исполнять заповеди вообще, приходит естественная тяга к подобному и становится доступен уровень, который прежде казался совершенно «неестественным» и недоступным. В этом процессе кроме естественной силы привыкания есть особая помощь Б-га. Если человек опускается, ему не мешают с Небес, но если он хочет подняться, Всевышний ему помогает. По выражению наших мудрецов: «Тому, кто желает очиститься, — помогают».

Есть люди, которые усердно изучают Тору многие часы подряд, хотя силы уже не молодые. Как они этого достигли? Приучили себя к этому в юности, и сейчас это — их естественная тяга и естественная страсть.

Некоторые люди достигли такой способности к концентрации при изучении Торы, которую можно назвать совершенно «неестественной». Приведём случай из жизни рава Шимона Шкопа, как он описан в книге «Еврейские мудрецы»: «Когда он должен был пройти опасную операцию в одной из варшавских клиник, врачи, принимая во внимание состояние его сердца, опасались делать ему наркоз. Р. Шимон сказал, что в наркозе нет необходимости — он может „обезболить“ себя, сконцентрировавшись на талмудической проблеме, которая его сейчас занимает. Его привязали к операционному столу, чтобы он не мог шевельнуться, и провели операцию в состоянии бодрствования. На вопрос, не было ли ему больно, заданный после крайне мучительной операции, он ответил: „Слава Б-гу, нет. И хотя новых открытий мне не удалось сделать, я еще раз проверил свою аргументацию, приведенную в некоторых фрагментах книги Шаарей йошер“».

Действиями, даже не требующими больших усилий, человек может полностью изменить свою внутреннюю направленность и выйти на совершенно новый духовный уровень.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?