Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги «Словами скрытые миры»

אביי ורבא הוו יתבי קמיה דרבה, אמר להו רבה: למי מברכין? אמרי ליה: לרחמנא. ורחמנא היכא יתיב? רבא אחוי לשמי טללא, אביי נפק לברא אחוי כלפי שמיא. אמר להו רבה: תרווייכו רבנן הויתו

Абайе и Рава [в детстве] учились с Рабой. Раба спросил их: «К кому мы обращаемся, когда говорим благословения?» Они ответили: «К Всемилостивому». — «А где Всемилостивый живет?» Рава показал на потолок, а Абайе вышел на улицу и указал на небо. Раба сказал им: «Вы оба станете великими раввинами!» (Брахот 48a).[1]

Дети, по всей видимости, были настолько малы, что их поведение произвело впечатление на Рабу. Было бы любопытно вообразить себя в роли психолога и задаться вопросом, почему Рава остался относительно пассивным, тогда как Абайе выбежал на улицу, чтобы искать Всевышнего в Его небесах? Могла ли разница темпераментов оказать влияние на характер будущей учебы этих гигантов Талмуда? Мы не дадим ответа на этот интригующий вопрос. Одно лишь ясно: дети отличаются друг от друга, и это отличие необходимо видеть, уважать и понимать.

Если бы учитель оказался ярым сторонником дисциплины и не позволил Абайе выбежать на улицу или если бы он относился к агрессивному типу и высмеял Раву за то, что тот остался на месте, можно предположить, что детям был бы нанесен ущерб. Их радость учения была бы уничтожена, их способность творчески мыслить — подавлена.

Хороший учитель гордится несхожестью своих учеников. Давайте посетим бейт-мидраш раби Йоханана бен Закая.

 

Раби Йоханан бен Закай и его ученики

Раби Йоханан бен Закай был человеком переходного периода, главным связующим звеном между великим Гилелем[2] — учителем века, предшествующего разрушению второго Храма[3], и мудрецами Явне.[4] Он был учителем раби Элиэзера и раби Йеошуа, которые стали учителями раби Акивы. Тот же, в свою очередь, через своих пятерых учеников — раби Меира, раби Йеуду, раби Йоси, раби Шимона и раби Элазара бен Шамуа заложил основы Устной Торы, которую мы учим по сей день.

Раби Йоханан бен Закай известен нам по многим дискуссиям Талмуда как утешитель и лидер нашего народа в ужасные годы, последовавшие за разрушением Храма.

Пиркей Авот рисуют другую картину. Здесь он представлен как образцовый учитель, прославляющий несхожесть своих учеников. Он тщательно взвешивал силы каждого из них и заботился о том, чтоб определить отличающие его качества. Сделав это, он просил их дать определение «хорошей» и «плохой» жизни, явно предвкушая, что каждый из них выразит своеобразное видение мира, основываясь на своих собственных данных.[5]

В этом бейт-мидраше цитата из Мишлей, ставшая эпиграфом к нашей главе, была воплощена в жизнь. Каждому ученику была дана возможность развиваться על פי דרכו — самым подходящим ему образом. И все они чрезвычайно удачно себя реализовали. Никто из них не потонул в море конформизма. Если бы мы только знали его секрет, какими красками засветился бы наш мир! Насколько это обогатило бы нашу жизнь!

Эта глава не может похвастаться простотой и краткостью, но мы убедимся, что не прогадали, узнав, куда приведет нас каждая отдельная ее часть. Внимательно разбирая эти мишнайот, мы многое узнаем о наших великих учителях и, если постараемся, и о нас самих. И, может быть, станем чуть лучшими евреями.

 

 


 

[1] Откуда эта уверенность Рабы, что обоим ученикам уготовано великое будущее? Вряд ли тот факт, что оба они верили, что Б-г обитает наверху, указывает на блистательный ум.

Мне кажется, что на Рабу особое впечатление произвело не что они говорили, а как. Оба ребенка могли просто дать прямой ответ, ни на что не указывая. При этом они были бы совершенно правы, но абсолютно пассивны. Этого не произошло. Истина, к которой подтолкнул их учитель, задела их за живое, придала силы, требующие самовыражения. В этом Раба заметил признаки зарождающегося величия.

[2] См. Сукка 28a.

[3] См. Шабат 15a.

[4] См. Гитин 56б.

[5] Это, должно быть, и есть точка зрения Маараля в Дерех Хаим.

с разрешения издательства Швут Ами

Читайте также: Абае


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?