Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Молитва о дожде, Чудеса, Вавилонский талмуд, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац, Рава
Рав Аба бар Йосеф (в Талмуде назван Рава; 4039—4112 /279—352/ гг.) — основатель ешивы в Махозе; один из величайших мудрецов народа Израиля всех поколений.
Родился в день, когда умер р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы Пумбедиты (Кидушин 72б).
В раннем детстве вместе со своим другом Абае (см.) изучал Тору в доме Рабы (Брахот 48а). Учился также у двух великих «старцев из Суры» — р. Уны (см.) и р. Хисды (см.), оказавших на него значительное влияние (Седер адорот).
В Талмуде рассказывается, что «Рава просил у Небес два дара и получил их: он молился, чтобы ему была дарована мудрость, подобная мудрости р. Уны, и благосостояние, подобное благосостоянию р. Хисды» (Моэд катан 28а). Впоследствии он женился на дочери р. Хисды (Йевамот 34б; Седер адорот).
В более зрелом возрасте наставниками Равы были знаменитые мудрецы старшего поколения — р. Нахман бар Яаков (см.) из Неардеи (Тосафот, Бава батра 46б) и р. Йосеф бар Хия (см.) из Пумбедиты. В годы совместного изучения Торы под руководством р. Йосефа еще более окрепла дружба Равы с Абае: в совместных обсуждениях неразлучные оппоненты выработали уникальный стиль острого, всестороннего анализа проблем. Многочисленные дискуссии между ними, исполненные интеллектуального блеска и глубины, составили основу целого ряда разделов Вавилонского Талмуда, — и при расхождении в понимании закона окончательное решение, как правило, устанавливалось в соответствии с точкой зрения Равы.
В 4083 /323/ году со смертью р. Йосефа Абае заменил его во главе ешивы, а Рава, возвратившись в свой родной город Махозу, основал собственную ешиву. В 4098 /338/ году скончался Абае, и его ученики перебрались из Пумбедиты к Раве, — с той поры ешива в Махозе стала самой авторитетной в еврейском мире (Раавад, Седер акабала; Седер адорот).
Рава всячески подчеркивал значимость изучения Торы. Он говорил: «Тот, кто занят изучением Торы, не нуждается ни в жертве всесожжения, ни в хлебном даре, ни в грехоочистительной, ни в повинной жертвах» — поскольку «само изучение Торы искупает наши грехи» (Менахот 110а, Раши). Вместе с тем он отмечал, что исследование Торы не является самоцелью: но «цель мудрости — раскаяние и добрые дела» (Брахот 17а).
Он учил, что страдания обусловлены поступками человека. В трактате Брахот (5а) приведено его знаменитое изречение: «Если человек видит, что на него обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки… Проверил и не нашел за собой греха — значит, страдания вызваны тем, что он недостаточно изучает Тору (и страдания призваны привести его к занятиям Торой — Раши). Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, — пусть знает, что эти страдания вызваны любовью (Творца к нему), как сказано: “Ибо кого Б-г любит, того наставляет” (Мишлей 3:12)».
Рава был величайшим знатоком тайной мудрости. В Талмуде рассказывается, что, изучая кабалистическую «Книгу Творения» (Сефер Йецира), «Рава сотворил человека» и привел его к мудрецам (Санхедрин 65б). Рава утверждал: «Если бы мы были праведниками (чистыми от любых грехов — Раши), то творили бы миры, как сказано: “Ибо только грехи отделяют вас от вашего Б-га (Йешая 59:2)” (Санхедрин там же).
В Талмуде рассказывается: в суде Равы одного подсудимого приговорили к наказанию плетьми за то, что он, вопреки еврейскому закону, находился в связи с нееврейкой. Во время бичевания осужденный умер. Получив донос о случившемся, персидский царь Шабур решил наказать Раву за “убийство”, но мать царя предостерегла: “Не связывайся с евреями, ибо все, что они просят у своего Б-га, Тот дает им”. “Что же Он им дает?”. “Например, они просят — и идет дождь”. “Это потому, что они просят в сезон дождей, когда дождь и так вот-вот должен хлынуть. Пусть они попросят сейчас, в разгар лета, когда дождей не бывает”. Тогда Рава обратился с мольбой к Всевышнему, — и в середине месяца тамуза “хлынул ливень, переполнивший хранилища воды и заливший улицы Махозы до Тигра” (Таанит 24б).
Ближайшим учеником Равы был р. Папа — глава следующего поколения мудрецов.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?