Из цикла «Дерех эрец», темы: Общение, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми
Всякое изменение в окружающей нас реальности и всякое новое дело могут смутить человека и внести путаницу в его мысли. Поэтому всякий раз, когда мы хотим попросить товарища о каком-то одолжении, повлиять на него или высказать ему порицание, вначале следует вглядеться в его душевное состояние, чтобы определить, будут ли приняты наши слова. Прежде всего, следует выбрать совместно с ним время для предстоящей беседы и, напротив, всячески избегать разговора в тот момент, когда он занят другим делом, либо при случайной встрече на улице, либо в месте изучения Торы.
В трактате Дерех эрец (гл. 5) говорится, что не следует входить внезапно в дом другого человека. Мы можем вывести это важное правило дерех эрец из того, как Всевышний обратился к Адаму, стоя на пороге Райского Сада: «И воззвал Г-сподь Б-г к Адаму, и сказал ему: Где ты?» (Берешит 3:9). Объясняет Раши: «“Всевышний знал, где находится Адам, и задал свой вопрос только для того, чтобы вступить с ним в разговор, чтобы тот не растерялся от неожиданности наказания и был в состоянии отвечать. И так же было в разговоре с Каином, которого Всевышний вначале спросил: “Где Эвель, брат твой?” И так же было в разговоре с Биламом, которого Он спросил: “Кто эти люди у тебя?” Таким образом Всевышний вступал с ними в разговор”.»
Все сказанное представляет собой важнейшее правило в отношениях между людьми. Если вам необходимо приказать что-то другому человеку, не делайте этого внезапно; вначале вступите в разговор и лишь затем скажите ему, что вам от него нужно; этим вы добьетесь того, что сказанное будет воспринято спокойно и благосклонно.
И если просите у товарища о каком-то одолжении, скажите вначале в его адрес какую-нибудь похвалу, что-либо умиротворяющее. Подобным образом мы поступаем в молитве Шмонэ эсре, как сказано об этом в Талмуде: «Следует вначале сказать в адрес Всевышнего восхваления, а затем уже молиться» (то есть излагать свои просьбы) (Брахот 32а).
Правило это мы можем вывести из того, что сказано в Торе: «И воззвал к Моше, и говорил Б-г с ним…» (Ваикра 1:1). Почему сказано вначале «воззвал» и только после этого — «говорил»? Этим учит нас Тора правилу дерех эрец, гласящему, что не следует говорить что-либо товарищу, не позвав его вначале (см. мидраш в начале Ваикра). Подобно этому сказали, что, когда рав входит в дом учения, не следует тут же подходить к нему с вопросами; необходимо подождать, пока он соберется с мыслями (Йоре дэа 246:12; источником этого закона является Тосефта Санхедрин 7:5).
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?