Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени. Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а). Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б)

Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени.

Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» (Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна (Ктубот 17а).

Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» (Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва, а не просто нечто разрешенное (Йевамот 65б). И это вещь совершенно неочевидная: Сам Всевышний изменяет слова во имя мира, хотя Он Сам весь — истина, и печать Его — истина!

Из всего этого мы видим, что в час нужды человеку приходится делать и такие вещи, которые не укладываются в обычные нормы его поведения и противоречат его принципам, ибо человеку надлежит делать то, что хорошо в глазах Всевышнего, а не в его собственных глазах. Об этом говорит в своем Видуе (признании в грехах) рав Саадия Гаон: «То, что Ты разрешил, — запрещал я!»

Ложь для спасения от нарушения запретов Торы

Разрешается прибегнуть ко лжи в том случае, когда невозможно иным способом уклониться от нарушения запрета Торы, например, запрета злоязычия и сплетен. К примеру, когда Реувен спрашивает у Леви, действительно ли Шимон сделал ему такое-то плохое дело, Леви имеет право сказать неправду, чтобы уклониться от нарушения запрета сплетен (по книге Хафец Хаим).

Возможны также и другие ситуации, в которых позволяется изменять свои слова против действительности (Бава меция 23б):

1. В том, что касается изучения Торы. Когда спрашивают человека, знает ли он хорошо такой-то трактат Талмуда, разрешается из скромности ответить отрицательно (Раши).

2. В интимной сфере, когда спрашивают о чем-то, касающемся отношений между мужем и женой.

3. В сфере гостеприимства. Комментаторы объясняют это по-разному. По Рамбаму, гостю не следует сообщать, у кого он остановился, чтобы не пришли другие к тому же хозяину и не затруднили его приемом многих гостей. По Раши, если есть опасение, что к этому же хозяину, услышав о его гостеприимстве, придут люди недостойные, и тот понесет ущерб, принимая их, то гостю разрешается сказать, что его приняли не очень хорошо. И Рамо постановил согласно Раши (Хошен мишпат 262).

По указанной причине не следует расхваливать хозяина за его гостеприимство перед другими людьми, как говорится об этом в Талмуде (Арахин 16а) по поводу сказанного в Писании: «Если кто благословляет ближнего громко поутру — проклятием ему зачтется» (Мишлей 27:14).

Из этого видно, сколько осторожности следует проявлять во всем, что мы говорим, и смотреть, как говорят, в оба, чтобы сказанное нами не принесло ущерба ни одному человеку, даже при самых лучших наших намерениях.

И еще сказали благословенной памяти наши мудрецы (там же в Арахин), что не следует расхваливать ближнего, ибо сказанное в похвалу может обернуться к осуждению. Объясняет Раши, что, чрезмерно хваля, сам хвалящий будет вынужден, в конце концов, сделать оговорку: «Кроме такой-то плохой черты, которая есть в нем»; либо один из слышавших похвалы скажет: «Но разве нет в нем такой-то плохой черты?» (См. также у Хафец Хаима, когда можно и когда нельзя хвалить ближнего).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?