Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарий

Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Сама Тора называется его именем — Торат Моше.

О духовном величии этого человека очень много сказано. Он был лидером народа Израиля, вывел его из Египта, вел войны, создал юридическую систему и многое другое. Моше являлся мудрецом и праведником. Ни один еврей не мог усомниться в его высочайшем духовном уровне. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

Преемник Моше Йеошуа и все последующие еврейские лидеры до воцарения первого царя Шауля были именно такими безукоризненными людьми: мудрецами и праведниками. Пророк Шмуэль, предводитель народа, предшествующий Шаулю и объявивший его царем, выбрал Шауля благодаря его особенным личным качествам: праведности и богобоязненности.

Царь Давид и его сын Шломо, каждый из которых правил народом 40 лет, представляли собой идеал высочайшей духовности. В дальнейшем часть царей из дома Давида были выдающимися праведниками и мудрецами Торы, другие же, довольно многочисленные, делали много зла. Но, несмотря на это, слова пророков и различные события воспринимались ими крайне серьезно. Можно сказать, что вопрос духовного уровня власти был первостепенным. То же самое продолжалось в непростой истории народа во времена Второго Храма и в последующих поколениях в еврейских диаспорах. Духовные лидеры были также руководителями народа во всех остальных вопросах.

Когда мы говорим о жизни народов в древние времена и в современном мире, мы имеем в виду, что эти народы и их правители — такие же люди, как и мы. То есть люди, стремящиеся обеспечить свое существование, утвердить себя, продолжить свой род. При всех различиях эпох, культур и религий мы имеем дело с тем же самым земным человеком, которого так хорошо знаем.

Для тех наших читателей, которые недавно начали знакомиться с Торой, может быть, будет удивительно узнать, что еврейский народ и его правители на протяжении всей своей истории отличались от других народов. Говоря это, я имею в виду не только соблюдение особенных предписаний Торы, значительная часть которых регулирует отношения к имуществу ближнего и его чести и достоинству но, прежде всего, сам уклад жизни. Еврейское общество всегда отличалось внимательным отношением к проблемам ближнего. Помощь нуждающимся, опека больных, забота о воспитании и образовании детей, защита сирот и вдов были всегда важнейшими принципами жизни еврейской семьи, общины. Тора, Пророки, Талмуд и другие еврейские книги рассказывают об отдельных эпизодах поведения самых выдающихся лидеров народа, которые, будучи великими царями и завоевателями, видели в сострадании к нуждающимся первостепенную обязанность.

Мы рассказали эти практически всем известные вещи, чтобы объяснить, почему очень многие евреи Торы, изучающие ее, соблюдающие ее законы, крайне скептически относятся к государственным системам, существующим сегодня. Особенно это касается молодого еврейского государства. Мы видим, как относятся его руководители, заседающие в Иерусалиме и претендующие на имя Израиль, к нищете, детской обездоленности и другим несчастьям своего народа. Любой думающий человек легко заметит их абсолютное безразличие. Только иногда, обычно во время предвыборной компании, говорятся правильные и красивые, но ни к чему никого не обязывающие слова.

Существует представление, что в государстве должны быть музеи, театры, стадионы. С точки зрения еврейских принципов, невозможно финансировать культуру и спорт, когда десятки тысяч детей ложатся спать голодными. Это подобно родителю, который нанимает для одного ребенка учителя музыки, оставляя другого голодным. Во многих еврейских книгах, объясняющих основы морали, приводится рассказ из Торы, как Авимелех, царь филистимлян, отобрал у Авраама его жену Сару, думая, что она сестра Авраама. Вс-вышний, открывшись Авимелеху, сказал, что он будет жестоко наказан за то, что взял чужую жену. Авимелех тут же вернул ее, но спросил Авраама, почему же он не сказал, что это его жена. Авраам ему ответил: «Я только увидел, что нет страха перед Б-гом в этом месте. И убьют меня из-за моей жены».

Эти слова «нет страха перед Б-гом в этом месте» цитируют комментаторы Торы, объясняя нам, что отсутствие этого качества лишает общество основы существования. Внешняя благопристойность скрывает алчность и жестокость. Главе государства, у которого нет страха перед Творцом, нельзя доверять ни в чем.

В связи с вышесказанным представление о неком идеологическом разногласии между религиозными евреями и светским государством Израиль, между евреями Торы и светской культурой неверно. Евреи не верят в этих людей, потому что глупо им верить. Очень многие: евреи и неевреи, люди, далекие от Торы, — тоже прекрасно понимают моральную сущность современного политикана-функционера и его абсолютную продажность. Обо всех вытекающих последствиях свидетельствует сегодняшняя реальность.

Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?