Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каково отношение к вину в иудаизме?

Темы: Алкоголь, Вино, Лот, Пурим, Кидуш, Будущий мир, Назир, Рав Яков Шуб, Ной

Отложить Отложено

Расскажите, пожалуйста, каково отношение к вину в иудаизме?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Чтобы ответить на Ваш вопрос, попробуем обратиться к некоторым стихам Танаха и сугиёт (обсуждениям) Талмуда, из которых можно сделать выводы об отношении к вину.

Ноах

Уже в начале книги Берешит рассказывается: по выходе из ковчега Ноах первым делом посадил виноградник (Берешит 9:20): «И начал Ноах возделывать землю, и насадил виноградник». Виноградник чудесным образом дал плоды в тот же день, но поступок Ноах был неправильным. Мудрецы говорят, что ему не следовало начинать возрождение этого мира именно с виноградника. А последствия того, что Ноах попробовал свое вино, были непоправимы: «И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего. И увидел Хам, отец Кнаана, наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим на дворе. И взяли Шем и Йефет одежду и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца своего они не видели. И проспался Ноах от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его. И сказал: проклят Кнаан: раб рабов будет он у братьев своих» (там же, 21-25).

Лот и его дочери

Далее, в главе Лех Леха, мы читаем, как вино привело к тому, что Лот вступил в связь с собственными дочерьми: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, чтобы войти к нам по обычаю всей земли. Пойдем, напоим отца нашего вином и ляжем с ним, и наживем от отца нашего потомство. И они напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая, и легла с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я лежала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, ложись с ним, и наживем от отца нашего потомство. И напоили они и в эту ночь отца своего вином; и встала младшая, и легла с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала» (Берешит 19:31-35).

Другие примеры негативного отношения к вину

Мидраш (Мидраш Рабба 10:8) говорит: «Там, где есть вино, — нет разума».

В притчах царя Шломо читаем: «У кого “Ах!” У кого “Увы!”? У кого ссоры, у кого плач, у кого напрасные раны, у кого багровость глаз? У сидящих поздно за вином, приходящих отыскивать (вина) приправленного. Не смотри на вино, хоть оно красно, хоть придает цвет своей чаше, хоть проходит прямо (легко)» (Мишлей 23:29-31).

Раши в своем комментарии к Бемидбар 6:2 говорит, что вино приводит к разврату.

Рамбам, который был не только величайшим мудрецом Торы, но и врачом, говорит, что мудрый человек пьет вино только «для пищеварения». А напиваться — непристойно, кроме того, от этого человек теряет мудрость (Ильхот Дэот 5:3).

Нэзирут: обет воздержания от вина это хорошо?

В Талмуде (Сота 2а) сказано: тот, кто видит соту, должен принять обет воздержания от вина (как минимум, на 30 дней), чтобы отдалиться от греха. (Сота — женщина, которая уединилась с чужим мужчиной, несмотря на предостережение мужа, и которую подозревают в связи с этим мужчиной. См. Бемидбар 5:11 и далее).

С другой стороны, Талмуд (Недарим 10а) говорит: тот, кто принял обет воздерживаться от вина, по окончании срока обета должен принести искупительную жертву, и его называют грешником за то, что отстранился от разрешенного.

Величайший раввин предыдущего поколения Хатам Софер отмечает: на первый взгляд, здесь есть противоречие — с одной стороны, обет воздержания от вина поощряется, а с другой — порицается. Поэтому, говорит Хатам Софер, стихе о соте и о назире расположены в Торе рядом для того, чтобы сообщить нам: как сота перешла границы дозволенного, уединившись с чужим мужчиной, так и человек, который видит соту, должен, чтобы восстановить равновесие, «перейти границы в другую сторону» и принять обет воздерживаться от вина. Но и сота, и назир (принявший обет добровольно) — бросаются в крайности, а правильное поведение — держаться середины, в том числе и в отношении вина.

Специальное благословение на вино

Возникает естественный вопрос: если отношение к вину настолько негативное, то почему же тогда мудрецы установили специальное благословение на него: «Благословен… творящий плод виноградной лозы»? Талмуд (Брахот 35 б) объясняет: у вина, в отличие от других продуктов, есть два уникальных свойства: оно насыщает и радует человека.

Вино и радость

В книге Орхот Цадиким (раздел «Врата радости») сказано, что человек не может служить Всевышнему, пребывая в грусти или страдая. В подавленном состоянии он не может должным образом изучать Тору, разбирать тяжбы в бейт-дине (суде, судящем по законам Торы), молиться и даже помогать другим. И тому, кто не может иначе выйти из этого состояния, может помочь небольшое количество вина, т. к. вино имеет свойство радовать человека.

Кроме того, в наше время, когда нет Храма и жертвоприношений, основное служение праздничных дней осуществляется на внутреннем, духовном уровне. Поэтому сказано, что основная радость праздника (йом-това) — это вино, которое символизирует внутреннюю сущность вещей.

Более того, скорбящего человека угощали вином, т. к. вино уводит из сердца беспокойство и страдание.

Вино и будущий мир

Известный хасидский цадик Сфат Эмет задается вопросом: почему мудрецы постановили освящать субботний день именно с помощью вина? Он объясняет, что вино символизирует скрытый потенциал человеческой души, который полностью раскроется только в будущем мире. И, поскольку суббота — своего рода частичка будущего мира, то в этот день можно также наблюдать раскрытие потенциала человеческой души. Т. е. человек получает так называемую дополнительную душу. В честь этого мы делаем Кидуш на вино, символизирующее душу, ее скрытые возможности.

Вино и законы природы

Другой известный хасидский праведник Шем ми-Шмуэль замечает, что в природе обычно любая новая вещь лучше старой. Единственным исключением из этого правила является вино, которое с годами становится только лучше.

Все материальное и внешнее в этом мире находится под властью времени, соответственно, со временем ветшает и портится. А вино «представляет» внутреннюю суть вещей, не зависящую от материального мира, поэтому со временем оно становится только лучше.

Ключ к пониманию: что такое вино?

Рассмотрев предложенные источники, можно прийти к выводу, что отношение к вину в еврейской Традиции противоречивое. С одной стороны, пьянство осуждается, с другой, вино используют для освящения субботы и праздников. Более того, возлияние вина было неотъемлемой частью порядка жертвоприношений в Храме. В действительности здесь нет противоречия.

Ключ к пониманию того, что означает вино в еврейской Традиции, можно найти в словах Маараля. Он говорит, что вино по своей сути не принадлежит этому миру. Его скрытая сущность относится к Будущему миру. Гематрия (числовое значение) слова «яин» (йуд-йуд-нун — 70) — «вино», такая же, как и у слова «сод» (самех-вав-далет — 70) — «тайна». Именно поэтому наши мудрецы сказали: «Входит вино — выходит тайна».

Иными словами, вино — это скрытый потенциал, который человек может раскрыть соответственно своему духовному уровню. А когда человек использует вино для удовлетворения своих физических нужд, оно может опустить его, привести к непоправимым последствиям. Если же использовать вино, чтобы подниматься духовно, оно действительно подымает человека и способствует его духовному росту.

Последнее относится не только к использованию вина для Кидуша, Авдалы, жертвоприношений и выполнения других заповедей. Это работает, даже если человек пьет вино во время обычной трапезы, например, для того, чтобы ощутить радость от исполнения заповедей.

Получается, что вино само по себе нейтрально и все находится в руках самого человека. В зависимости от того, как он будет использовать вино, он либо опустится, либо поднимется в духовном плане.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Вино, опьянение и алкоголь в еврейской традиции

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.