Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ноах ослушался Всевышнего?

Темы: Земля Израиля, Ноах, Потоп, Значение слов в Торе, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день. У меня 2 вопроса после прочтения главы «Ноах». — Ноах после потопа открывает окно, «которое сделал». Ведь Ноаху не было сказано делать окно, что это за окно? — Как-то быстро голубь нашел лист, ведь чтобы дереву вырасти (особо оливе) нужны года. Значит, потоп уничтожил только животный мир, а деревья сохранились?

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

1. Всевышний повелел Ноаху сделать цоар, и все комментаторы объясняют, что имеется в виду источник света. Одни говорят, что это было окно, а другие — драгоценный камень, который мог светить сам. На самом деле, эти объяснения не обязательно противоречат друг другу[1]. И действительно — у Хизкуни мы находим, что так и следует понимать: Ноах сделал окно и закрывал его этим драгоценным камнем. Кроме того, попробуем поразмыслить сами. Если Тора перечисляет несколько действий, которые Всевышний приказал Ноаху совершить при строительстве ковчега, означает ли это, что кроме перечисленного Он не приказывал ничего? Ведь мы знаем, что Тора — не учебник истории, в ней приводится только то, что призвано научить нас чему-либо. Поэтому она и называется Тора — учение. Пойдем, однако, дальше, и допустим, что в данном случае записаны все моменты, о которых говорил Б-г. Тогда, получается, Ноаху не было велено делать окно. Но означает ли это, что сделав окно, он нарушил приказ? Ведь ему также не было сказано делать двери внутри ковчега и многое другое, что необходимо для столь длительного путешествия. Однако, опасаясь приписывать Торе свои измышления, мы только предполагаем, что это так. И в комментарии Тора Тмима к этим стихам можно увидеть обоснование нашим догадкам: автор пишет, что драгоценных камней было много, ссылаясь на мидраш мудрецов Талмуда, и замечает: невозможно же в таком большом помещении обойтись без нескольких окон.

2. Вы верно заметили: выдержать такой потоп деревьям было непросто (и также верно, что приговор уничтожения к ним не относился[2], хотя они и пострадали). Мудрецы (Бэрейшит Рабба) спорили о том, откуда голубь принес оливковый лист: одни говорили, что тот взял его из Ган-Эдена. Там свои законы, и воды потопа туда не дошли. Другие говорят, что лист был взят с Масличной горы, так как есть предание: земли, предназначенной в будущем народу Израиля, потоп также не коснулся. Рамбан отмечает: речь не идёт о том, что вся земля была покрыта водой, кроме территории Эрец-Исраэль — ведь вокруг нет ограждения, которое могло бы удержать воду. Речь идет только о том, что во время потопа горячие и сильные дожди миновали Землю Израиля, ее лишь залило водой, когда общий уровень поднялся. Таким образом, деревья на ее территории пострадали меньше.

С уважением, Овадья Климовский


[1] А спор сводится к тому, был там драгоценный камень или нет.

[2] Как сказано «чтобы уничтожить всю живую плоть…» (Берейшит 6:17).

Читайте: Откуда голубь принёс этот лист? Разве не все деревья были уничтожены потопом?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.